

|
Митрополит Корнилий: старообрядцы готовы предложить свой вариант национальной идеи
Москва, 3 ноября, Благовест-инфо. Осмыслить исторический путь русского православия за последние четыре столетия, трагедию церковного раскола XVII века, пути примирения, диалога и сотрудничества призвал в своем докладе глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий, выступая на общественных слушаниях «Народное единство. Преодоление политических противоречий». Слушания состоялись 2 ноября в рамках выставки-форума «Православная Русь», которая проходит в эти дни в «Экспоцентре» на Красной Пресне.
Для понимания «всей глубины и трагизма» церковного раскола и его влияния на всю последующую историю России митрополит Корнилий предложил вспомнить важные исторические вехи. Первой «национальной идеей» назвал он возникшую в конце XV века церковно-государственную концепцию «Москва – Третий Рим». По словам выступавшего, суть этой идеи -- в «побуждении правителей Руси к ревностному сохранению чистоты православной веры» как основе независимости и процветания государства. С этого времени началось возвышение Руси, в первую очередь – духовное, что позволило в начале XVII в. преодолеть многолетнюю Смуту.
«Головокружение от успехов» середины XVII в., геополитическая мечта правителей Руси «о грандиозном православном царстве» со столицей в Константинополе привела к «коренным изменением древнерусского национального идеала: «из духовно-охранительного он стал превращаться во внешне-наступательный». Этому сопутствовал «неосуществимый проект»: стремление насильственно «подогнать» нашу Церковь «под бывших византийцев», которых ошибочно считали ничуть не изменившимися со времен Крещения Руси». Однако сторонники сохранения «более древних» обычаев Русской Церкви – старообрядцы – и тогда, и сейчас убеждены, что та вера, которая существовала в Древней Руси, является «вполне достаточной для спасения, не нуждающейся в так называемых «исправлениях».
Более чем трехсотлетний опыт сохранения этой веры, а также опыт «самосохранения» в условиях государственных гонений позволяет старообрядцам предложить российскому обществу свой «вариант современной национальной идеи». Митрополит Корнилий сформулировал его так: «религиозно-нравственный просвещенный консерватизм, стойкая историческая память, благоговейно-трепетное отношение к древним святыням, честная деловая активность, соборность во внутреннем самоуправлении, добрососедское отношение ко всем традиционным культурам и народам».
Предстоятель РПСЦ подчеркнул, что старообрядцы, «сохраняя верность идеалам прошлого, открыты для всех, кто искренне стремится к благу для России» и хотели бы вместе с РПЦ «противостоять духовному упадку в нашем обществе». В качестве примера такой открытости и действенного стремления к диалогу он привел перспективу работы двух комиссий: Московского патриархата по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) и созданной недавно, в сентябре, комиссии РПСЦ по взаимодействию, соответственно, с РПЦ. Митрополит Корнилий выразил надежду, что комиссии будут вести диалог «по спорным богословским и обрядовым вопросам» в духе христианской любви и открытости. В заключение своего выступления он обратился к духовному руководству РПЦ с конкретным пожеланием: «более глубоко донести до своей паствы решения Собора 1971 г., упразднившего клятвы на старообрядцев. Основной массе верующих они не известны, поэтому и не выполняются», что, по словам главы РПСЦ, затрудняет «возвращение РПЦ в сторону древнего благочестия».
Выступивший следом секретарь комиссии ОВЦС диакон Иоанн Миролюбов, со своей стороны, подтвердил стремление наладить диалог со старообрядчеством. «У нас есть общая родина, общие моральные ценности, видение опасностей, общее понимание того, что происходит в мире», -- в этом выступавший видит основу для взаимодействия. Он подчеркнул, что этот диалог не имеет целью «создание какого-то общего продукта». Предстоит долго учиться совместно «работать над оценками прошлого, понимать друг друга, говорить на одном языке», в первую очередь, добиваясь толерантности, терпимости». О. Иоанн также придает большое значение решению Собора 1971 г. и отмечает, что такое же решение -- о реабилитации старых обрядов-- примерно тогда же, в 1974 г., приняла Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). Учитывая, что эти два события тогда не могли быть связаны между собой каким-либо внешним образом и были мотивированы только «христианской совестью», о. Иоанн назвал их «величайшими событиями» церковной истории ХХ в.
Обсуждение этих тем, поначалу объявленное ведущим – главой ОВЦС, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым), не состоялось. Однако сам он подвел итог двум выступлениям, заострив внимание на том, что «старообрядчество следует воспринимать как реакцию на смену политической и культурной парадигмы XVII в». Это, по словам митрополита Кирилла, позволяет глубже понять сегодняшние идейные и политические разделения в России, которые являются «продолжением борьбы, начавшейся в XVII в.».
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Новости»
|