Должны ли музеи вернуть церкви религиозные святыни?
Владимир Легойда в передаче "Народ против"
О.БЫЧКОВА: Добрый вечер и добрый день, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и телекомпании RTVi программа «Народ против», Ольга Бычкова.
Народ у нас сегодня представлен, как обычно в этой программе, представителями Клуба привилегированных слушателей «Эхо Москвы». Сегодня мы будем говорить о том, должны ли музеи отдать Русской православной церкви религиозные святыни – вернуть то, что когда-то было наоборот отправлено в обратном направлении. Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата, профессор МГИМО сегодня с нами. И против Владимира Легойды народ. Я прошу Владимира Легойду очень сжато, конспективно и конкретно обозначить вашу позицию – нужно ли возвращать все, что нужно и как.
В.ЛЕГОЙДА: Мне представляется, что единственно правильной является перспектива, когда в храмах находятся храмы, в монастырях находятся монастыри, а перед иконами люди имеют возможность молиться - тезис первый. Тезис второй - безусловно, если эта ситуация требует выселения какой-либо организации, которая исторически оказалась в храме или монастыре, это должно быть сделано достойно, без ущемления чьих-либо прав, без унижений, мирно, и так, чтобы все были довольны. И третий момент – существуют ситуации, касающиеся храмов, икон, и так далее – имеющих особую ценность и особый статус, и все эти ситуации, и вообще все ситуации должны очень тщательно расследоваться, рассматриваться, не должно быть никаких поспешных решений. И самое главное что то, что мы называем национальным достоянием, а верующие считают святынями, не должно страдать ни при каких условиях и ни с чьей стороны.
О.БЫЧКОВА: Это правильные слова, безусловно, спорить тут с вами сложно, но все самое главное находится в подробностях, как мы знаем.
В.ЛЕГОЙДА: Зачем же спорить с правильными словами?
О.БЫЧКОВА: Мы сейчас будем выяснять, что за ними стоит в действительности. И первый вопрос.
Г.АНДРЕЕВА: Галина Андреева, эксперт ЮНЕСКО, представитель Международного совета музеев «Российский комитет». Перед вопросом маленький комментарий – тезис о том, что в храмах должны находиться храмы, в монастырях должны находиться монастыри оспаривается всем международным опытом существования и религиозных организаций, и культурных институций в лице музеев, потому что международный опыт подтверждает, что бывают разные варианты – если существуют музеи, то музеи существуют в такой форме, и это в разных странах Европы и мира. Мой вопрос следующий – опубликована официальная статистика о том, что, например, в самый главный церковный праздник, на Пасху, храмы посещает 5% нашего населения. По неполной музейной статистике музеи ежегодно посещают от 60 до 70%. Государство призвано действовать в интересах большинства общества – это записано в нашей Конституции. Происходящий процесс, как мы понимаем из этой статистики, действует в интересах меньшинства. Как вы можете прокомментировать этот парадокс?
В.ЛЕГОЙДА: Спасибо вам за комментарий и за вопрос. Здесь я не вижу никакого парадокса, поскольку есть, как известно, несколько типов лжи, включая статистику. Но если говорить серьезно, - мы занимались проблемой статистических данных, касающихся посещений людей храмов на Рождество и на Пасху, и понятно, что эта статистика не соответствует действительности по простой причине – обычно это данные, которые основываются на вместимости храмов. А представляете себе, сколько в большие праздники через храмы проходит людей? Никто, естественно, не считал – это совершенно точно - никто из тех людей, которые выдают свои цифры за статистику точную – как правило, это милицейская статистика – никто не стоит и не считает, сколько людей посещает. Но любой священник знает, что эти цифры существенно занижены. Недавнее, одно из последних социологических исследований серьезных показывает, что у нас не меньше 70%, а то и больше считают себя православными, и отвечая на вопрос: «как часто вы посещаете храмы», подавляющее большинство этих 70% населения нашей страны, как правило, на Пасху и в Рождество посещают точно. Поэтому, конечно, цифра в 5% это несерьезная цифра.
О.БЫЧКОВА: В музеи люди ходят не только два раза в год.
В.ЛЕГОЙДА: В храмы тоже. Более того, насколько я понимаю, исходя из тех данных, которые есть у нас, конечно, храмы посещаются больше, чем музеи, и мне кажется, что этот тезис даже не подлежит сомнению. Можно я закончу? Естественно. Вопрос, хорошо это или плохо – люди могут считать по-разному, но мне кажется, что совершенно очевидно, что в современной России храмы посещаются больше и чаще, чем музеи, но это не значит, что из этого нужно делать проблему и сталкивать две эти институции. А насчет международного опыта только два слова: я ни в коей мере не подвергают сомнению ваш опыт и авторитет, но хочу сказать, что вам прекрасно известно, что есть разная международная практика. Если мы говорим о законодательстве, законопроекте, который является толчком к нашей дискуссии, в том числе, то оно говорит о передаче тех храмов, которые уже находятся у Церкви в собственности, использована тоже общемировая практика – нигде в мире храмы не находятся в собственности или на балансе у государства. И, соответственно, есть практика храмов-музеев, как, например, храм Святителя Николая в Толмачах, который все чаще называют «при Третьяковке» - замечательная практика, которую мы приветствуем, поддерживаем и считаем необходимым развивать.
Г.АНДРЕЕВА: Храмы, которые включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО не могут находиться ни в какой иной форме собственности – только государственной. Назовите мне, пожалуйста, пример любого храма, который нам известен, который бы посещало свыше 2 миллионов человек. Два миллиона человек - это посещаемость Эрмитажа, полтора миллиона человек – посещаемость Третьяковской галереи, причем посещают . как правило, несколько раз. Вы только что сами сказали, что храмы обладают ограниченной доступностью, потому что храмы это более компактные помещения. Напомним, что памятники истории и культуры, а такое количество памятников истории и культуры передано Церкви, - я не говорю о памятниках ЮНЕСКО, обязаны обеспечить следующие параметры: сохранность, безопасность, просвещение и доступность. Мы знаем, что ЮНЕСКО задает вопросы – изменяются ли эти параметры в России в связи с идущим процессом передачи? Мы понимаем, что доступность при передаче памятников истории и культуры, не говоря о памятниках ЮНЕСКО, конечно, сокращается. Мы понимаем, что человек, которые с уважением относится к религии – неважно, верующий или неверующий – для него психологически менее комфортно переступить порог храма и монастыря, потому что он вторгается в некий мир, который живет не по тем законам, в которых он живет в светской жизни. Мы понимаем, что людей других конфессий, о которых мы должны тоже думать, переступить порог христианского храма, православного, или другой религиозной институции тоже проблема. Значит, эти параметры у нас с вами ухудшаются: доступность, просвещение и образование, потому что это включает не только религиозную культуру, но включает историю культуры, историю искусства, этику, эстетику и мораль.
В.ЛЕГОЙДА: Спасибо вам большое. Знаете, мне очень приятно, что мы говорим о серьезных вещах серьезным образом. К сожалению, в этой дискуссии далеко не всегда приходится встречаться с такой серьезной аргументацией, поэтому я рад, что мы сегодня можем поговорить открыто, и вы увидите, что у меня нет здесь агрессивной позиции, которая бы проявлялась в каком-то пренебрежительном отношении к музеям, к истории музеев, к тем людям, которые сохранили то, что мы сегодня называем национальным достоянием. Несколько замечаний - что касается посещений, то здесь в абсолютных цифрах сложно приводить такие примеры, но если говорить об относительных, о вместимости Эрмитажа и храма Христа-Спасителя, цифры будут примерно одинаковые, а может быть даже в пользу Церкви. Замечательный пример, который часто приводит Святейший патриарх: когда встал вопрос о строительстве храма Христа-Спасителя, говорили – зачем это нужно, здесь никогда не будет людей. И вот Святейший говорит: каждый раз, когда я служу в переполненном храме Христа-Спасителя, я вспоминаю эти слова. И где сейчас эти люди, которые говорили, что храм будет пустым? Переполнен храм Христа-Спасителя. Что касается посещаемости и психологических проблем людей, которые переступают храм, а не музей. Я, конечно, не психолог и не занимался этой проблематикой, я бы предложил нам с вами уйти от слова «проблема» - давайте говорить о некоторых сложностях. Проблема сразу создает впечатление чего-то очень сложного: стоит человек, кусает ногти, и не знает, переступить ему порог храма, или не переступить. Конечно, я думаю, что это не так. Вы, как эксперт, безусловно, я полагаю, много путешествуете. Я ни разу не видел в Риме, во Флоренции, в Мексике, чтобы кто-то стоял и колебался на пороге храма – ни разу я такого не видел. И мне кажется, что это отчасти проблема – именно как проблема, - несколько надумана. В современном, динамичном, глобализирующемся мире, конечно, с каждым годом эта трудность, даже если она и есть, все больше будет уходить в прошлое. Что касается общекультурной проблематики и элемента просвещения, просветительской – серьезный вопрос. Я вот сам говорю и понимаю, что «слово изреченное ест ложь», потому что, что значит в Церкви, в обществе – если 70% страны называют себя православными, - как отделить Церковь от общества? Я как культуролог прекрасно понимаю важность того, о чем вы говорите, но также прекрасно понимаю, что если мы говорим о храме, который создан и построен людьми для того, чтобы там совершалась молитва, чтобы там проходили богослужения, то естественно, к этому замыслу, к этому целеполаганию, мы не можем не относиться с уважением. И это не менее важно, не менее значимо, чем факт того, что храмы могут служить просвещению – служили, служат и будут служить. Но храм это храм, это особое место, это святыня, это место, которое у людей, приходящих туда и у потомков тех, кто его строил, вызывает вполне определенные и совершенно одинаковые чувства – давайте эти чувства уважать.
О.КЛЮЧАРЕВА: Ольга Ключерева, я журналист-искусствовед.
В.ЛЕГОЙДА: Коллега, приветствую вас.
О.КЛЮЧАРЕВА: Спасибо. Вопрос снова конкретный и продолжает предыдущего гостя, но более конкретный, более острый - вопрос об исследовании раритетов. Мы говорим о законе – закон этот, как я успела изучить, касается в основном передачи недвижимого имущества, но также и исторических раритетов. Имеет ли право человек - усугубим ситуацию - иностранец, абсолютно далекий от христианской духовной культуры, но ее исследователь, - имеет ли он право и будут ли ему созданы условия для углубленных аналитических исследований того или иного раритета? Это первый вопрос.
О.БЫЧКОВА: А почему критично, что он иностранец?
О.КЛЮЧАРЕВА: Я заостряю ситуацию.
В.ЛЕГОЙДА: Мы берем ситуацию в пределе – все понятно.
О.КЛЮЧАРЕВА: Именно так. Может быть и русский.
В.ЛЕГОЙДА: Очень хочется на это надеяться – что не только иностранцы будут исследовать.
О.КЛЮЧАРЕВА: Такой момент. И второе – мое личное отношение к тому, что происходит. Я прекрасно понимаю, что государство и Церковь институты достаточно закрытые. Делают они в наше время то, что нужно им, и мы узнаем об этом, может быть, поздно. Мое отношение к этому закону очень критическое, я не знаю, каковы последствия, но вопрос об исследованиях меня волнует больше всего.
В.ЛЕГОЙДА: Я думаю, что ответ очень простой. Два момент: во-первых, давайте еще и еще раз вспомним, что закон не касается музейных фондов - вы совершенно правы, он в подавляющем большинстве случаев будет касаться недвижимости – не на сто процентов, но в подавляющем большинстве, но он совершенно однозначно не коснется - вот этот законопроект, страшный в кавычках, о котором говорят – он не коснется музейных, библиотечных и архивных фондов, - точка. Это первая статья совершенно жестко формулирует, однозначно, и никаких интерпретаций здесь не может быть, четко в первой статье законопроекта, который есть сегодня, у этого черновика, давайте еще не забывать, что мы боимся, что будет поздно, давайте не будем забывать, что обычно у нас законопроекты входят в стадию публичного обсуждения в момент их передачи в Думу, - он еще правительство не прошел, еде на правительство не вынесен закон. По закрытости - если бы это готовила Церковь, мне было бы проще однозначно ответить. Закон готовится в Минэкономразвития в течение двух лет. С первого дня привлекались специалисты Министерства культуры - это же профильное министерство для музейных работников. Я удивлен, что нет контакта – должен быть. Я очень хочу надеяться, что в Минкультуры работают эксперты и специалисты, очень хочу надеяться, что люди, которые работали над этим проектом – я не допускаю другой мысли, мне не хочется, как гражданину думать о том, что люди, которые привлекались, им наплевать, или еще что-то. Конкретно на ваш вопрос - сложность может возникнуть только в одном случае: если то или иное исследование может представлять опасность для исследуемого предмета. Все остальное, думаю, вполне возможно и допустимо – естественно, если оно не предполагает какого-то такого вмешательства, которое могло бы оказаться недостойным.
О.КЛЮЧАРЕВА: А лабораторный анализ, скажем?
В.ЛЕГОЙДА: Смотрите, простая вещь: есть такой факт, правда, он к музеям не всегда имеет прямое отношение, но думаю, нам можно его вспомнить – например, мироточит икона. Стоит в храме икона, начинает мироточить, - что делает священник, прежде всего? – отправляет, прежде всего, в лабораторию – что это такое. Мы как раз не любим множить чудеса, - это будет очень тщательно исследоваться, может быть, там какие-то проблемы - всякое бывает. Поэтому я лично никакой десакрализации в этом не усматриваю. Другое дело, что если икону будут вместо того, чтобы перед ней совершалась молитва, ее с утра до вечера будут исследовать – наверное, это не самая правильная история.
О.КЛЮЧАРЕВА: Скажите, пожалуйста, почему именно сегодня и именно в наши дни? Кому выгоден этот закон? Я понимаю, что с точки зрения общественной и культурной можно долго об этом говорить, но с точки зрения политической, на ваш взгляд? На мой взгляд, это очень политический закон.
В.ЛЕГОЙДА: Я не знаю – я закончил политический вуз и защищался по политической теме, - я здесь, с нашей стороны, со стороны Церкви, вообще не усматриваю никакой политики. Есть очень простая вещь: 20 лет после того, как мы говорим о том, что у нас свободная страна, и так далее, - у нас выстраивается нормальный вектор того, чтобы Церковь жила в свободной стране свободным образом. Ведь чего касается закон? На 90% это те храмы, которые находятся у Церкви в пользовании. Поэтому если закон будет принят, это будет механизм передачи этих храмов из пользования в собственность. Вы прекрасно понимаете разницу «использование» и «собственность». За исключением – вспомним нашего уважаемого эксперта – тех храмов, которые находятся в списке ЮНЕСКО. Вот Новодевичий монастырь передан в бессрочное пользование, и не может быть передан в собственность, поскольку он является частью наследия ЮНЕСКО. А что касается других ситуаций - мы говорим только об этом, - вы прекрасно понимаете, что если собственником остается государство, - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Второй момент – некая экономическая подоплека, если хотите, подоплека экономической политики, в этом есть. Но со стороны государства. Какая? – очень простая. Если я правильно понимаю тенденции современной экономической политики государства, государство не считает возможным, нужным и необходимым сохранять на своем балансе ту недвижимость, которую оно, то есть, государство, не использует в реализации государственных функций. Церковь - это религиозная организация. Это закон не только Русской православной церкви касается, давайте об этом тоже не будем забывать – всех традиционных религий, всех религиозных организаций России, которые в правовом поле, естественно, находятся. Церковь и религиозные организации от государства отделены, так почему эта собственность, эта недвижимость, не должна перейти по назначению? Более того, еще раз хочу обратить внимание, что мы не говорим о землях - иногда говорят: вот, крупнейший собственник, Церковь, - мы не говорим о землях, не говорим о каких-то зданиях, исторически принадлежавших Церкви - мы говорим о храмах и о тех зданиях, которые непосредственно физически примыкают к храмам, то есть, это места, где могут быть Воскресные школы, гимназии, и так далее, православные.
В.ХАЙКИН: Вадим Хайкин, врач-психиатр. Хочу задать более простой вопрос. Насколько я понимаю, если оставить в стороне недвижимость, сложные земельные вопросы, которых мы все равно не успеем серьезно коснуться в рамках данной передачи, - вопрос по культурным ценностям, допустим, иконам, которые передаются из музеев Церкви. Вот она стояла в музее, там ходил экскурсовод, он рассказывал людям, что это такое, рассказывал историю иконы, и люди уходили с новыми знаниями. Причем, как мы говорили раньше, этих людей достаточно много, их миллионы. Когда эта икона попадает в церковь, она участвует в процессе богослужения - никто не проводит экскурсий
В.ЛЕГОЙДА: «Оbjection you wrong it», - как говорят в американских судах - «возражаю, это неправда».
В.ХАЙКИН: Обычно приходит масса народа в церковь, как правило, мы выяснили, это бывает по религиозным праздникам.
В.ЛЕГОЙДА: Не только по праздникам.
В.ХАЙКИН: Берем типичный случай.
О.БЫЧКОВА: Короче, никто не объясняет, что это видит и что там нарисовано.
В.ХАЙКИН: Смотрите, - насколько я понимаю, с психологической точки зрения икона в таком случае во многом утрачивает свою культурную ценность. Потому что мало того, что никто не проводит экскурсий, и никто не объясняет ничего, и люди проходят и участвуют в богослужениях - если я в чем-то неправ, вы меня поправите.
В.ЛЕГОЙДА: Во-первых, давайте не будем забывать, что большинство икон, которые могут быть переданы – правда, к закону это не имеет отношения, - давайте тоже про это не будем забывать – они находятся в запасниках, их вообще никто не видит. Поэтому про экскурсии не надо говорить. Мы говорим - 200 тысяч икон, по некоторым оценкам, - находятся в музеях. Подавляющее большинство – это запасники. Знаменитая Торопецкая икона, о которой тоже говорили в таком полу-скандальном ключе, ее никто не видел. За первые полтора месяца - 30 тысяч человек смогли поклониться этой икон. Это первый факт. Второй - во многих храмах сегодня вы можете увидеть рядом с иконой табличку, историю, описание этой иконы - что это за икона, почему, и так далее. В больших монастырях - экскурсии. Пожалуйста - Дивеевский монастырь, крупнейший женский монастырь в России, а может быть, даже в мире – работают экскурсии, рассказывают подробнейшим образом, и эта культура будет развиваться и расти. Вы поймите – это те же люди, которые ходят в музеи. И когда они приходят в церковь, конечно, они вот эту просветительскую составляющую могут и должны получить, и Церковь старается это обеспечить, поэтому здесь нет проблемы.
О.БЫЧКОВА: Понятно. Проблемы, может быть, и нет, по вашему мнению, а по мнению Вадима, еще есть какие-то проблемы, и мы продолжим задавать вопросы В.Легойде после перерыва. Напоминаю, что мы обсуждаем тему «Должно ли государство вернуть ценности РПЦ». Не переключайтесь, мы через несколько минут вернемся.
НОВОСТИ
О.БЫЧКОВА: Мы продолжаем программу «Народ против» - сегодня Клуб привилегированных слушателей «Эхо Москвы» против Владимира Легойды. Мы говорим о том, должны ли музеи вернуть РПЦ все те ценности, которые когда-то, десятилетия назад, оказались в их распоряжении.
В.ЛЕГОЙДА: Можно еще сказать? Никто и никогда не ставил вопрос о том, что музеи - тут все слова важные - должны вернуть все ценности. Точно.
О.БЫЧКОВА: А вы скажите, как надо.
В.ЛЕГОЙДА: Мы говорили об этом много раз, говорили и в частных, и в публичных беседах, и с г-жой Лебедевой, и с уважаемым мною и горячо любимым профессором Лидовым, - если говорить об иконах, мы говорили что есть иконы, которые должны находиться и будут находиться в музеях, и всегда будут находиться в музеях - например, мои коллеги глубоко убеждены, что «Троицу» Рублева нельзя трогать вообще, она должна находиться там, где она находится. Есть иконы, которые необходимо передать из запасников в церкви, и Церковь обеспечит их хранение, а есть случаи, которые нужно обсуждать, вот и все.
В.ХАЙКИН: Еще вопрос состоит в том, что насколько я понимаю, икона в церкви не обязательно должна быть в оригинале. Для осуществления богослужения допустимо использование любой копии с оригинала.
О.БЫЧКОВА: Список.
В.ХАЙКИН: Икона вообще не несет в церкви никакой культурной функции – это определенный канал как бы общения верующего.
В.ЛЕГОЙДА: Вы – психиатр, я - культуролог. Мы сейчас запутаемся, как мы определяем культуру.
В.ХАЙКИН: Тогда коротко: в чем смысл передачи культурных ценностей из музея в церковь, пусть даже из запасников, если она там не несет этой функции?
В.ЛЕГОЙДА: Интересно. А в чем смысл нахождения иконы, которая писалась человеком как, прежде всего, сакральная ценность – для того, чтобы люди могли молиться и использовать ее по назначению, в чем смысл нахождения такой иконы в запасниках? - вот как надо ставить вопрос.
Г.АНДРЕЕВА: Она отслужила свой срок. Иконы ветшают и приобретают уже функции культурного, исторического, художественного памятника - в среднем срок службы иконы для отправления религиозных действий - 100-150 лет. Потом икона поновляется, закрывается окладом, темнеет, и так далее. Поэтому их хранят в запасниках для того, чтобы их можно было реставрировать, сохранять для будущих поколений. И передают на отдельные временные выставки, где их и можно увидеть.
В.ЛЕГОЙДА: Замечательно. Только вот со стороны – терминологически как-то убивается, смысл теряется. В вашей фразе получается, как Михалков как-то сказал, мы с ним обсуждали, он говорил – это что, «Жигули», мы о чем говорим? Да, есть так называемый срок ветхости, как говорят специалисты. Но, если говорить о передаче икон, хотя еще раз повторю - мы не ставим вопрос о необходимости передачи всего, что есть, - особенно того, что касается древних икон - мы за церковные музеи. У нас замечательный опыт был в 19 веке, у нас сегодня есть опыт уже церковных музеев, и хороший опыт. Но я говорю об иконах второй половины 19 века, например. Даже если допустить ту логику, в которой вы сейчас выступали, никакого срока ветхости нет. Мы говорим о большом количестве икон второй половины 19 века.
Г.АНДРЕЕВА: Когда вы создадите в храмах условия не хуже музейных, тогда можно получать иконы по специальному договору и по существующему регламенту.
В.ЛЕГОЙДА: Согласен, но так и происходит.
Г.АНДРЕЕВА: Температурно-влажностный режим, безопасность, преступность.
О.БЫЧКОВА: А искусствоведы могут обеспечить в храмах эту работу?
В.ЛЕГОЙДА: Так и происходит.
Г.АНДРЕЕВА: Нет, так не происходит. Мы знаем очень много, и будет составлен отчет по этому поводу, когда поступают в храмы, которые не оснащены ни температурно-влажностным, ни режимом безопасности, не обеспечивается равноправный доступ всем гражданам, вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности.
В.ЛЕГОЙДА: Ну, это неправда.
Г.АНДРЕЕВА: Когда такие условия будут соблюдены, тогда возможен диалог.
В.ЛЕГОЙДА: Я бы все-таки хотел сказать, что я с глубоким уважением отношусь ко всем выступавшим и тем, кто еще выступит сегодня, нашим участникам, но понимаете. Галина, чем больше мы будем говорить с металлом в голосе, тем меньше у нас с вами возможностей для диалога. Я вам предлагаю - если мы говорим, что это общенациональное достояние, давайте делать вместе. Позиция: «вы нам дайте, а мы» - кто «вы», кто «мы», какие две группы? Вот я с вами совершенно согласен – так должно быть. Мы стараемся изо всех сил, чтобы так и было. Были проблемы со стороны Церкви по тем параметрам, которые вы перечислили? - были. А были эти же проблемы в музеях? – да сколько угодно – где нарушается температурный режим.
Г.АНДРЕЕВА: Ошибки профессионалов всегда меньше, чем ошибки дилетантов.
В.ЛЕГОЙДА: Давайте поговорим об этом. Сколько угодно ошибок было - и температурный режим нарушался, - на каждый пример есть контрпример, уверяю вас. На каждый.
Т.ШУМОВА: Татьяна Шумова, с одной стороны, добрая христианка по воспитанию, а с другой стороны, искусствовед-профессионал, 20 лет музейной деятельности, так что знаю предмет и с той и с другой стороны, и принципиально не согласна со старением иконы за 150 лет. Но понимаю, что имеется в виду – как только передается икона в церковь, ее действительно одевают в оклад, через столетие оклад может поменяться, но опять закроет икону, и для любителей художеств это оказывается трагично. Но сейчас, если вернуться к тому, что да, у музеев есть возможность лучше и чище хранить даже церковные ценности, но у Церкви тоже есть одна удивительная возможность, которую не может позволить себе музей – музей не может начеканить новую шкатулку 16 века, - это будет совершенно другое произведение, это будет новодел. В то время как Церковь традиционно имеет право на списки. Христианская церковь, по крайней мере, всегда пользовалась этой возможностью. И у общины, у священника, вместе или по отдельности, потратив время и силы, есть возможность намолить новую вещь, которой нет у музея. И это вот очень принципиальная штука. Потому что можно не передавать из музея в Церковь, но можно пустить церковников, тех, кого воспитывают - новых иконописцев, новых мастеров, чеканщиков, - чтобы они соприкасались с этими вещами, чтобы они строили новую традицию. Потому что Рублев тоже писал свою «Троицу» не на пустом месте - до него тоже писали «Троицы», а он создал свой шедевр. Нынешние мастера имеют возможность проявиться, создавать новые шедевры – не надо при этом грабить музеи.
В.ЛЕГОЙДА: Никто не грабит.
Т.ШУМОВА: Да, я понимаю.
В.ЛЕГОЙДА: Мне больше нечего сказать - во всем остальном готов согласиться. Может быть, если позволите, маленький момент - во-первых, еще раз позвольте вам сказать «спасибо» – поверьте мне, что это не пустые слова. Поверьте мне, что я говорю это не потому, что меня так хорошо воспитывали и учили в дипломатическом вузе. Поверьте, мы искренне признательны - я уверен, что любой верующий человек, который с трепетом и благоговением относится к иконе, не может не поклониться вам в землю – за то, что вы сделали, - поверьте, это так. Проблемы есть везде - есть, наверное, плохие верующие, есть плохие музейные работники – не будем считаться, что касается списков, вы правы. Единственное, я не думаю, что это вещи альтернативные. Потому что вы прекрасно знаете как специалист, и я думаю, что лучше меня знаете, особое отношение к конкретной святыне. Понятно, что список есть список, он может быть намолен, - вроде бы церковное слово «давайте намолим следующую икону» - как-то уже это безумно режет слух и хочется плакать. Но понятно, что есть особое отношение к святыне, и как мы взвесим с вами стремление специалиста, который хочет увидеть в том виде и свете, как это может быть в музее, или стремление верующего, который хочет перед этой иконой поклониться? Думаю, что выход только один в этих случаях это храм-музей, - о чем я уже говорил. Я думаю, что это очень хороший выход. Я думаю, что это правильная практика, которую надо развивать.
Т.ШУМОВА: Можно попробовать посмотреть, что такое храм-музей, но маленькое дополнение - я вступила в «Оружейную палату» в застойные 80-90-е годы, - в этот период была там, и видела, как люди замирали – обыкновенные люди, посетители, замирали в Третьяковской галерее, и в Оружейных храмах и соборах, - когда им нужно было помолиться. Никто их не брал за руку, никто их не выводил из залов – это допустимо. То есть, настоящая икона, попавшая в музей, не закрыта от верующего.
В.ЛЕГОЙДА: Я с вами согласен, но, к сожалению, не все согласятся с нами. Потому что я помню – мой учитель и близкий друг, Юрий Павлович Вяземский, думаю, хорошо известный нашим радиослушателям, писатель, - когда мы обсуждали эту тему, публично, он сказал: я не могу физически перекреститься в музее. Я думаю, что он не один такой во всей Вселенной.
А.КОНДРАШИН: Кондрашин Александр, студент, Москва, МГУ. Мы сейчас обсуждаем закон, принимаемый о восстановлении собственности. Например, у Фрэнка Синатры спросили, что он думает о разоружении, он говорит: как можно быть против - это как яблочный пирог или мама. Но это на самом деле не разоружение, не яблочный пирог и не мама, и тут много аргументов против. Моно помыслить на стайерской дистанции: то, что сейчас пишут иконы мастера, они через энное количество лет приобретут художественную ценность. Например, у нас в Калуге – я родом из Калуги – было возведено огромное количество храмов в 80-е годы 19-го века на деньги земств, и если со временем, при других факторах, те произведения, которые в них хранятся, приобретут художественную ценность, - получается, что государство получит право ими распоряжаться полностью бесконтрольно.
О.БЫЧКОВА: Понятно – что будет с ценностями следующего поколения.
В.ЛЕГОЙДА: Я только не понимаю – почему государство получит право распоряжаться? Я этого не понял.
А.КОНДРАШИН: Я имел в виду Церковь, Московский патриархат.
В.ЛЕГОЙДА: О, ужас, да? Вот я - официальный представитель Московского патриархата – я вас пугаю чем-то.
А.КОНДРАШИН: Да, пугаете.
В.ЛЕГОЙДА: Правда? Чем?
А.КОНДРАШИН: Я очень люблю рынок и очень не люблю, когда рынок откуда-то выгоняют. Например, по-моему, когда возводятся храмы…
В.ЛЕГОЙДА: Когда рынок выгоняют из храма, вам это не нравится? Интересно.
А.КОНДРАШИН: Да, мне не нравится.
В.ЛЕГОЙДА: Интересно в МГУ готовят студентов.
А.КОНДРАШИН: Мне нравится то, что возводились храмы на деньги свободных людей, и государство в них было практически ни при чем - вот это мне нравится.
В.ЛЕГОЙДА: не понимаю, что там в МГУ происходит.
О.БЫЧКОВА: Мы сейчас не про МГУ в любом случае.
В.ЛЕГОЙДА: не понимаю, как можно приветствовать наличие рынка в храме – не понимаю.
О.БЫЧКОВА: А что касается ценностей следующих, там что?
В.ЛЕГОЙДА: Во-первых, я не очень понял в данном случае вопрос – видимо, надо работать над формулировками еще. А во-вторых - в чем проблема?
А.КОНДРАШИН: Как - в чем проблема? Проблема в том, что храмы, имеющиеся в распоряжении муниципальных образований, их ценности…
В.ЛЕГОЙДА: Каких – муниципальных образований? Что вы имеете в виду, я не очень понимаю.
О.БЫЧКОВА: То есть, вы хотите сказать, что если какое-то произведение, икона, находящаяся в храме, станет…
В.ЛЕГОЙДА: Нет, он говорит про храмы.
А.КОНДРАШИН: Я имею в виду храмы и иконы внутри них, которые были возведены именно в этот период.
В.ЛЕГОЙДА: И что? В период какой? В 19 веке.
А.КОНДРАШИН: Да, в конце 19 века. У нас некоторые храмы находятся в ведении наших муниципальных органов власти. И со временем получается по этому закону, что государство сможет получить права на распоряжение ценностями, находящимися в них.
О.БЫЧКОВА: Церковь.
В.ЛЕГОЙДА: Не понял.
О.БЫЧКОВА: Хорошо, мы не поняли друг друга, а время идет. Следующий вопрос.
Д.МАКСИМОВ: Менеджер. У меня такой вопрос, очень резонный для многих верующих – ведь у нас не одна Московская патриархия, есть и другие церкви, которым тоже принадлежали недвижимость, какие-то вещи обряды - Старообрядческая церковь, различные общины. Как вы будете делить и доказывать, кому именно нужно передать эту церковь? Вы сказали, что 90% уже используются.
В.ЛЕГОЙДА: Нет, я не сказал, что используется, я сказал, что то, что перейдет по закону в собственность, если этот закон будет принят, то это на 90% те храмы, которые уже преданы в пользование РПЦ.
Д.МАКСИМОВ: Да, переданы в пользование, значит, используются.
В.ЛЕГОЙДА: Но я имею в виду не 90% от всего, а из того, что передано.
Д.МАКСИМОВ: Понятно. Просто исходя из мониторинга прессы – я читаю иногда такие статьи, что где-то Старообрядческая церковь пытается даже доказать через суд, что этот храм нужно передать не Московской патриархии, а им. Как вы будете доказывать и общаться с общинами, у меня просто не укладывается в голове.
В.ЛЕГОЙДА: Два коротких момента. Первый – немножко сбоку. Думаю, что очень опасно создавать реальное представление по мониторингу прессы - здесь я вам могу как профессионал сказать. А что касается таких ситуаций, то я думаю, что в каждом конкретном случае надо действительно разбираться. Мы вообще за спокойную, взвешенную позицию, за спокойную процедуру, которая будет учитывать – простите за канцеляризм - интересы всех сторон. И когда мы говорим о том, что должны быть созданы церковно-государственные общественные комиссии, то мы говорим, что в них должны войти специалисты, которые прекрасно понимают, о чем идет речь. В них должны войти люди от Церкви или от религиозной организации, интересы которой в данном случае затрагиваются.
Д.МАКСИМОВ: Я не заметил других представителей других церквей - вот здесь вы сидите один.
В.ЛЕГОЙДА: Это не ко мне, это к Ольге Бычковой вопрос.
О.БЫЧКОВА: Мы не могли пригласить всех сразу, у нас места здесь нет.
Д.МАКСИМОВ: Понятно. Но в прессе в основном Московская патриархия занимается этим вопросом. У меня возникают большие вопросы в справедливости представления.
В.ЛЕГОЙДА: У вас возникают вопросы. А я вам скажу - например, сейчас другая тема, но просто приведу пример: вот сейчас начнется эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики. Вот вы знаете, например, что основы светской этики только потому будут преподаваться, что этот предмет предложила РПЦ. Не какие-то другие религии, а лично Святейший патриарх сказал, что необходимо, чтобы наряду с преподаванием дисциплин православной культуры, буддистской, мусульманской, иудейской, было обязательно преподавание светской этики - для тех людей, которые не считают себя принадлежащими к той или иной религии. Д.МАКСИМОВ: Это было бы замечательно.
В.ЛЕГОЙДА: Ну, что делать - вот мы такие активные.
О.БЫЧКОВА: Это замечательная инициатива, но, тем не менее, на вопрос вы не ответили.
В.ЛЕГОЙДА: Почему? - ответил. Я сказал, что активность РПЦ не является негативным фактором, а является фактором как раз положительным.
О.БЫЧКОВА: Но, тем не менее, проблема существует, потому что Православная церковь пытается по умолчанию вернуть православную церковь, а она может принадлежать какой-либо иной.
В.ЛЕГОЙДА: Какой – другой? Мусульманам не может принадлежать.
О.БЫЧКОВА: Старообрядческой, например.
В.ЛЕГОЙДА: А я ответил тут на вопрос, я сказал, что эти случаи надо рассматривать отдельно. Давайте рассматривать и приходить к какому-то решению, которое всех будет устраивать. Совершенно рабочая ситуация.
О.ТОКАРЕВ: Олег Токарев, учитель. Насколько я понял изложение законопроекта, там предполагается, что любое помещение, которое когда-то было предназначено для церковных служб, может быть передано Церкви в период от 3 до 6 месяцев по ее заявлению. Вот мне такой подход представляется принципиально неприемлемым. Естественно, что если есть церковь и там идет служба, то не надо там устраивать кабак. Но если есть помещение монастыря, где находился Институт метрологии, и монастырей, может быть, в общем, хватает, то нет никаких оснований передавать это помещение монастырю опять. Как выразилась одна моя очень интеллигентная, очень авторитетная для меня и воцерковленная знакомая, - такое происходит: в монастыре служат три монашки, но помещения не хватает, надо еще что-то. Получается, что Церковь ведет себя попросту как обычная коммерческая структура – увеличивает капитализацию. Может быть, это хорошо. Тогда никакого особого режима для Церкви не нужно – ни для какой.
О.БЫЧКОВА: Понятен вопрос.
В.ЛЕГОЙДА: Я не придираюсь, но три монахини не могут служить, потому что в РПЦ женщины не служат.
О.ТОКАРЕВ: Я несколько утрировал.
В.ЛЕГОЙДА: да, вопрос очень простой. Есть принципиальный момент, который я в самом начале обозначил: если есть Институт метеорологии, или еще чего-то, какое-то другое учреждение, то мы считаем, что конечно, - в монастырях должны находиться монастыри, а в храмах – храмы, - никто без потребности, - это же не значит, что завтра возникнет ситуация, при которой Церковь скажет: все вон. Такого не будет. Поэтому не надо бороться с фантомными опасностями. Но на чем мы принципиально настаиваем, и это была тоже в работе над законопроектом наша принципиальная жесткая позиция: что одновременно с принимаемым решением о передаче храмового или музейного комплекса Церкви – одновременно должно быть принято решение о предоставлении этому учреждению, которое находится в монастыре, равнозначного со всех точек зрения помещения, - что сейчас будет происходить в течение этого года в Новодевичьем монастыре. Это принципиальная позиция, жесткая позиция, на которой мы настаиваем, потому что мы убеждены в том, что люди, которые покидают монастырь, должны его покидать, конечно, со спокойным сердцем и оказываться в тех помещениях, которые будут доступны. Я уверен, что для Института метеорологии, конечно, лучше построить современное здание, в котором он сможет функционировать на достойном современном технологическом уровне, чем находиться в монастыре, который, кстати сказать, может представлять и музейную ценность, где может оказаться монастырь-музей.
О.ТОКАРЕВ: Эта часть подхода сомнений не вызывает, хотя перемещать научно-намоленное учреждение куда-то еще бывает плохо. Просто все может разрушиться. Но сам подход, - с какой стати передавать все церковные помещения, которые Церковь использовала в Российской империи в ее пользование и в ее владение сейчас? Тогда верующих было намного больше. Можно не верить в 5% и говорить про 70%, но и то и то – статистика, и то и то может быть ложью, а может быть и правдой. Надо просто смотреть.
В.ЛЕГОЙДА: Здесь есть одна существенная разница – на чем основана статистика, я уже сказал – в основном, нередко на сводках МВД, которые основаны на вместимости храмов. А социологические опросы – это самоидентичность человека, это то, как он сам отвечает.
О.БЫЧКОВА: Но Олег Токарев говорит о том, что раньше, до 17-го года, ситуация вообще была другая, и количество верующих и количество религиозных…
В.ЛЕГОЙДА: Вот это очень спорный вопрос.
О.ТОКАРЕВ: Те верующие попросту стали атеистами. Просто сейчас люди другие, в них интересы другие.
В.ЛЕГОЙДА: Честно скажу, в данном случае мне непонятно, почему не передавать? Мы говорим о восстановлении исторической справедливости. Я вам могу сказать – недавно патриарх об этом говорил - что нам в Москве для того, чтобы люди, желающие попасть в храм, могли попасть в храм, не хватает знаете, сколько храмов? Как вы думаете? Минимум-миниморум – 200. У нас ни в одном городе России нет такого соотношения «храм на душу населения» - такого маленького, как в Москве – ни в одном городе России.
О.ТОКАРЕВ: Ну, на слово верить руководству Патриархии я бы не стал. Но в принципе, качественно, может быть и так. Поэтому я вовсе не считаю, что нельзя передавать ничего - можно. Когда нужно. А когда нужно – это нужно доказать, и не государство должно доказывать, что нельзя передать, а Церковь должна доказать, что ей это нужно.
В.ЛЕГОЙДА: А Церковь не должна никому ничего. Церковь в основном угнетали последние годы, и сейчас, когда робко-робко государство начинает разворачиваться в правильном направлении, тут же пытаются все это задушить.
О.ТОКАРЕВ: Зачем душить? Но справедливость таким образом восстановить, увы, не удастся.
В.ЛЕГОЙДА: Какую справедливость?
О.ТОКАРЕВ: Никакую.
В.ЛЕГОЙДА: О чем тогда мы говорим?
Т.ШУМОВА: Я поняла, что есть такое слово «договориться», и в каждом конкретном случае РПЦ согласна идти на договоренность, на диалог с музеями?
В.ЛЕГОЙДА: Уже почти месяц почти каждый день я участвую в той или иной публичной дискуссии, или пишу статьи, и говорю, что вообще Церковь - ну, не знаю, - природа Церкви не предполагает природы конфликта. Кроме конфликта с грехом. Это правда. Вот мы с вами верующие люди - вы думаете, что это не так.
Т.ШУМОВА: Спасибо.
О.БЫЧКОВА: Спасибо Татьяне за этот вопрос, потому что это действительно важно – чтобы стороны договаривались между собой.
В.ЛЕГОЙДА: Просто презумпция виновновости в какой-то момент - я живой человек, я уже не понимаю - доколе.
О.БЫЧКОВА: Вы сказали важное - договариваться, - это действительно очень важно.
В.ЛЕГОЙДА: Так мы же были инициаторами создания совместных комиссий. Вот «круглый стол» с музейщиками – кто кого позвал? Мы позвали.
О.БЫЧКОВА: Мы заканчиваем. А вы сейчас продолжите разговор, и вполне возможно, что эта тема будет продолжена в эфирах «Эхо Москвы», она действительно важная и интересная. Спасибо большое Владимиру Легойде, председателю Синодального информационного отдела Московского патриархата.
24 марта 2010
Источник: Радиостанция "Эхо Москвы"
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
Материалы в данном сюжете
19.01.2024 16:10
Курганские власти передадут из музеев в храмы часть икон
24.11.2023 10:16
Состояние раки Александра Невского меняется, но все в рамках нормы - Пиотровский
09.11.2023 13:09
Санкт-Петербургская духовная академия попросила у Смольного здание психиатрической больницы на Обводном канале
31.10.2023 17:25
Договор о передаче РПЦ раки Александра Невского могут расторгнуть при ненадлежащем хранении
11.10.2023 12:10
Условия хранения гробницы Александра Невского в лавре усовершенствуют
02.10.2023 15:49
Эрмитаж примет на хранение два надгробия из Благовещенской церкви лавры
13.09.2023 10:54
Раку Александра Невского застрахуют на 21 млрд рублей перед передачей РПЦ
20.07.2023 13:05
В Минкультуры сообщили, что речи о передаче других музейных ценностей РПЦ пока не идет
07.07.2023 10:55 | Благовест-инфо
Как русские иконы стали «товаром на экспорт»
16.06.2023 15:10 | "Коммерсантъ"
Смольный считает КВД богадельней
16.05.2023 15:48 | РИА Новости
«Цена ошибки велика». Что теперь будет со знаменитой иконой Рублева
16.05.2023 15:12 | "Коммерсантъ"
Чем известна «Троица» Андрея Рублева
15.05.2023 15:42
Пиотровский заявил, что Церковь должна создать условия для раки Александра Невского
28.03.2023 11:40
Пермская епархия может получить в собственность еще одно здание
29.09.2022 14:31
Реставрационный совет Третьяковки готовит протокол о состоянии «Троицы» Рублева
28.09.2022 18:04
Состоялся круглый стол, посвященный взаимоотношениям РПЦ и музейного сообщества
21.09.2022 09:56
В Госдуме прорабатывают вопрос о передаче икон из музеев Церкви в безвозмездное пользование
08.08.2022 12:55 | The Art Newspaper Russia
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
04.03.2022 16:50
Мэрия Рязани и епархия договорились о совместном использовании здания «французской» школы
19.01.2022 14:45
Церкви передано здание настоятельского корпуса подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве
13.08.2021 12:22
Музей городской скульптуры получил помещения на Невском проспекте взамен отданных РПЦ
04.06.2021 16:15
Мэрия Рязани выступила против передачи здания школы в пользу епархии
17.03.2021 10:57
Директор Исаакиевского собора заявил, что вопрос о передаче музея-памятника РПЦ не стоит
17.03.2021 10:07
Смольный передает РПЦ второй этаж Благовещенской церкви Александро-Невской лавры
11.01.2021 14:49
В Александро-Невской лавре демонтировали экспозицию музея в храме, на который претендует Церковь
26.06.2020 11:40 | "Коммерсантъ"
Орган не католической церкви
25.05.2020 14:14 | "Коммерсантъ"
В воронежском музее-заповеднике «Дивногорье» меняется руководство
16.03.2020 14:44
Здание семинарии в Оренбурге, где находится музей космонавтики, полностью передадут РПЦ
10.03.2020 13:08
Несколько помещений Спаса-на-Крови рассматриваются для совместного использования с РПЦ
10.12.2019 15:48
Казенная палата Ферапонтова монастыря передана Русской Православной Церкви на 490 лет
08.11.2019 09:45
В Минкультуры заявили об отсутствии решения по вопросу передачи Андроникова монастыря РПЦ
16.08.2019 12:40 | "Коммерсантъ"
На кирхе ставят крест
08.07.2019 13:14 | "Коммерсантъ"
Тубдиспансер призывают на службу
27.06.2019 11:33
В Великом Новгороде прошла конференция, посвященная участию Церкви в сохранении и восстановлении архитектурно-культурного наследия
21.06.2019 16:04
Мединский о передаче Спасо-Андроникова монастыря РПЦ: «Не надо шашкой махать»
19.06.2019 16:49 | "Коммерсантъ"
Спасо-Андроников монастырь делят на мирское и церковное
19.06.2019 15:53
Росимущество приступило к рассмотрению вопроса о передаче РПЦ музейных объектов в Суздале
17.06.2019 18:03
В музее Рублева заявили об угрозе выселения из Спасо-Андроникова монастыря
21.05.2019 16:21
В Крыму культовый комплекс «Зынджырлы медресе» передали муфтияту
06.05.2019 10:29 | "Коммерсантъ"
«Консервативный музей может быть современнее всего остального»
05.04.2019 10:29
Здание планетария в Барнауле официально передали РПЦ
28.03.2019 13:20
Комиссия по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом обсудит вопрос передачи Андроникова монастыря после Великого поста
27.03.2019 15:42 | "Хранители наследия"
Казус Андроникова
19.03.2019 10:22
В РПЦ считают, что передача зданий Андроникова монастыря не зависит от мнения музея Рублева
15.03.2019 12:57
Песков прокомментировал просьбу РПЦ о передаче Спасо-Андроникова монастыря
15.03.2019 10:38
Патриарх Кирилл попросил Росимущество передать здания Спасо-Андроникова монастыря РПЦ
05.02.2019 15:17 | "Коммерсантъ - Екатеринбург"
Екатеринбургская епархия и МУГИСО заключили мировое соглашение
25.01.2019 11:56
РПЦ официально получила права на здание планетария Барнаула
24.01.2019 16:56
Здание Крестовоздвиженской церкви в Барнауле передадут РПЦ
09.01.2019 16:14 | "Журнал Московской патриархии"
Монастырь и музей под одной крышей
04.12.2018 12:20
Власти Петербурга не получали заявку от РПЦ на передачу Благовещенской церкви
12.11.2018 11:25
Одно из зданий Старочеркасского музея передали РПЦ
18.10.2018 10:49
Церковь претендует на передачу более 20% площадей Владимиро-Суздальского музея-заповедника
10.10.2018 11:37 | "Коммерсантъ"
Между культом и культурой поставили еще одну комиссию
09.10.2018 12:15 | "Коммерсантъ"
В Ферапонтов монастырь идут со своим уставом
25.09.2018 11:17 | "Коммерсантъ"/"Огонёк"
Монастырь-призрак
06.09.2018 15:39 | Благовест-инфо
Музей им. Андрея Рублева должен быть «впереди планеты всей»
06.09.2018 14:52 | "Коммерсантъ"
Церковь не вошла в монастырь без устава
30.08.2018 11:38 | "Коммерсантъ"
«Фрески Дионисия мы, безусловно, потеряем»
28.08.2018 12:35 | "Коммерсантъ"
Музей готовят к постригу
20.07.2018 09:20
Защитники Андроникова монастыря просят не развивать тир на месте некрополя
20.06.2018 16:02
РПЦ претендует на передачу Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире
14.03.2018 11:26
Епархия, претендующая на три колледжа в центре Екатеринбурга, выиграла суд
13.03.2018 11:47 | "Коммерсантъ"
Невиновные нарушители
02.10.2017 14:05
Счетная палата Петербурга нашла нарушения при передаче РПЦ Сампсониевского собора
06.09.2017 10:02
Апелляционный суд обязал правительство Москвы вернуть католикам строения из ансамбля церкви на Лубянке
17.08.2017 18:25 | Благовест-инфо
Католическая община Москвы и столичные власти договорились о мировом соглашении по поводу зданий в Милютинском переулке
25.07.2017 12:12
Здание церкви Рождества Христова XIX века в Свердловской области передано РПЦ
21.07.2017 15:47
КС РФ не принял к рассмотрению жалобу на норму закона о передаче имущества Церкви
13.07.2017 14:49
РПЦ займет здания ВНИИРО и ГУ МВД, только когда они получат новые
12.07.2017 12:52 | "Коммерсантъ"
Нерушимую стену сняли с охраны
29.06.2017 12:10
Нижегородской епархии передали четыре здания Благовещенского монастыря
02.06.2017 17:20
В РПЦ готовы дать Институту рыбного хозяйства шесть лет на переезд из занимаемых помещений
29.05.2017 18:33
Совместная комиссия РПЦ и музейного сообщества соберется в ближайшее время
19.05.2017 10:25
РПЦ претендует на объекты Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
16.05.2017 13:32
Храм на Крутицком подворье в Москве передан Церкви
19.04.2017 15:00
Представитель РПЦ: претензии музейщиков к Церкви зачастую обоснованы
12.04.2017 14:02
Суд отказал Ростовской епархии в передаче зданий Старочеркасского музея
11.04.2017 15:46
Особняк XIX века в центре Екатеринбурга передали в собственность РПЦ
31.03.2017 17:21
В РПЦ удивились сообщению о передаче ей Спасо-Бородинского монастыря
23.03.2017 13:15
Ростовский театр кукол, на здание которого претендует РПЦ, пока не переезжает
09.03.2017 12:10 | "Коммерсантъ"
На высоком клобуке
09.03.2017 11:20 | Благовест-инфо
В Москве обсудили концепцию развития Музея им. Андрея Рублева
02.03.2017 14:33
Росимущество и МВД обжаловали возвращение РПЦ зданий, занимаемых полицией
02.03.2017 10:57 | "Интерфакс-Религия"
Протоиерей Леонид Калинин: Нынешний статус собора Василия Блаженного оптимален
01.03.2017 09:20
РПЦ попросила вернуть ей здание столичного НИИ, перестроенное из храма
22.02.2017 09:47
В Минкультуры попросили РПЦ советоваться по поводу передачи памятников
17.02.2017 15:49
РПЦ призывает пресечь застройку у стен Андроникова монастыря в Москве
17.02.2017 10:43
РПЦ: размещение туалетов и кафе в храме Андроникова монастыря недопустимо
16.02.2017 22:48
РПЦ рассматривает вопрос о передаче ей объектов Андроникова монастыря
15.02.2017 17:46
Саратовские старообрядцы не могут вернуть себе здание церкви из-за отсутствия справки
02.02.2017 16:20
Музей-памятник «Исаакиевский собор» завершает передачу РПЦ Сампсониевского собора
31.01.2017 12:02
ЮНЕСКО может исключить «Херсонес» из списка Всемирного наследия в случае передачи РПЦ
25.01.2017 10:03
Сенатор предлагает передавать храмы только с разрешения депутатов
24.01.2017 20:50
В. Легойда: Ставить вопрос о скорой передаче объектов «Херсонеса» епархии неактуально
24.01.2017 12:22
Минкультуры назвало условие передачи заповедника «Херсонес» РПЦ
24.01.2017 09:13
В ОП не видят оснований для передачи объектов «Херсонеса» Церкви
23.01.2017 11:04
Крымская епархия добивается передачи ей «Херсонеса Таврического»
19.01.2017 17:19
В 2016 году государство передало Русской Православной Церкви 133 объекта
13.01.2017 12:18
Здания храма Георгия Победоносца в Ендове и колокольни переданы Церкви
12.01.2017 16:59
Екатерининский собор в Царском Селе передают Церкви
11.01.2017 23:51
Российская национальная библиотека передаст РПЦ одно из своих зданий
10.01.2017 16:47
Петербуржцы собирают подписи против передачи Исаакиевского собора РПЦ
10.01.2017 15:39
Директор Исаакиевского собора: Слухи о передаче музея РПЦ небезосновательны
29.12.2016 15:55
Пермская епархия продлила договор с художественной галереей о пользовании зданием кафедрального собора
21.11.2016 10:48 | Архиепархия Божией Матери в Москве
Заявление Информационной службы архиепархии Божией Матери в Москве в связи с намерением Администрации Смоленской области разместить филармонию в здании католического храма в Смоленске
02.11.2016 17:25
Входоиерусалимская церковь в Тотьме станет действующей, но в ней сохранится Музей мореходов
16.09.2016 13:07 | "Российская газета"
Церковь и музеи строят диалог
31.08.2016 11:07 | "Коммерсантъ - Прикамье"
Архиерейский прицел
16.08.2016 11:17
РПЦ готова сохранять музеи в зданиях, передаваемых ей государством
10.08.2016 14:45 | "Известия"
Музей Рублева: «Мы попросим церковь использовать электрические свечи»
16.05.2016 21:32
Два музейных объекта в Устюжне переходят в собственность Череповецкой епархии
20.04.2016 10:50
Воскресенский собор Вологодского кремля передали Церкви
04.04.2016 15:24
Суд не принял иск православных активистов о передаче Исаакиевского собора РПЦ
01.04.2016 10:17
Церковь и музей нашли компромисс по Исаакиевскому собору, православные активисты действуют отдельно, считает Пиотровский
31.03.2016 11:09
Омбудсмен Петербурга: для передачи Исаакиевского собора РПЦ нет юридических оснований
29.03.2016 12:17 | "Коммерсантъ"
Исаакиевский собор взыскали в судебном порядке
29.03.2016 10:09
Православные активисты подали в суд иск, требуя передать Исаакиевский собор РПЦ
25.03.2016 10:11
Паломники составляют около 1% от общего числа посетителей Исаакиевского собора - дирекция музея
23.03.2016 14:03
В собственность епархии в Вологде передали собор
23.03.2016 11:31
Санкт-Петербургская епархия настаивает на возвращении Исаакиевского собора РПЦ
22.03.2016 16:10
Судьба Исаакиевского собора в Петербурге может решиться на референдуме
02.02.2016 10:30
РПЦ реконструирует Смольный собор под богослужебные нужды
30.12.2015 11:05
В Исаакиевском соборе впервые после 1928 года будет совершено ночное Рождественское богослужение
11.12.2015 18:16
Читинская епархия добивается передачи ей «Церкви декабристов»
01.12.2015 16:21
Вологда: областная картинная галерея переедет из собора в новое здание через год
24.11.2015 15:08
Музейное сообщество - за трехлетний мораторий на передачу объектов культуры религиозным организациям
30.10.2015 13:36 | "Коммерсантъ"
«Нельзя переселять музеи абы куда»
29.10.2015 11:12 | "Известия"
РПЦ против моратория на передачу музеев Церкви
29.10.2015 10:12
В Союзе музеев России предлагают ввести мораторий на передачу Церкви бывших культовых зданий
23.09.2015 15:38
Депутаты Петербурга вторую неделю подряд отклоняют законопроекты об ограничении передачи верующим объектов культуры
16.09.2015 15:04
Петербургские депутаты сняли с обсуждения законопроекты о передаче религиозного имущества РПЦ
09.09.2015 12:20 | "Российская газета"
Это святое
12.08.2015 14:45 | "Коммерсантъ"
Крестовый поход депутатов
12.08.2015 11:33
Исаакиевский собор должен остаться в прежнем статусе - Мединский
03.08.2015 16:02 | "Российская газета"
Музей и храм
24.07.2015 14:27
Петербургский депутат предлагает запретить передавать РПЦ учреждения культуры
13.07.2015 11:19
Петербургская епархия в случае передачи ей Благовещенского храма готова взять на себя уход за его захоронениями
09.07.2015 16:11
Власти Санкт-Петербурга передадут РПЦ старейший храм города
03.07.2015 10:51
Вологодской митрополии передадут Воскресенский собор, в котором полвека находилась галерея
14.05.2015 12:20
Воскресенский собор Вологодского кремля передадут Церкви
02.02.2015 21:14 | "Журнал Московской Патриархии"
Право на справедливость
02.02.2015 19:29
В реестр памятников Русской Православной Церкви вошли более 12 тыс. объектов
20.10.2014 11:50
Литературный музей покидает помещения в Высоко-Петровском монастыре
19.09.2014 09:38
Здания Ярославского историко-архитектурного музея передадут церкви
30.04.2014 11:58 | "Российская газета"
Ярославскому музею предложили переехать в госпиталь
28.04.2014 21:04
Музей Арктики и Антарктики останется на своем месте до решения Росгидромета
16.04.2014 09:24
Настоятель общины единоверцев: мы продолжим борьбу за здание музея Арктики и Антарктики
15.04.2014 22:54
Росимущество отказало единоверцам в передачи здания Музея Арктики и Антарктики в Петербурге
14.02.2014 14:18
Спор вокруг здания, занимаемого музеем Арктики и Антарктики, разрешат за 4 года
17.09.2013 14:39 | "Российская газета"
Владимирский музей отказался передавать Георгиевский собор Церкви
12.08.2013 14:30
Митрополит Ювеналий возглавил торжества по случаю возвращения Церкви Зарайского образа святителя Николая
08.08.2013 18:26
Русской Православной Церкви возвращен Зарайский образ святителя Николая
16.01.2013 12:55 | "Российская газета"
Атланты держат небо?
31.10.2012 10:37 | "Российская газета - Нижний Новгород"
«Закон о передаче имущества Церкви надо менять»
06.05.2012 15:14
Иверская икона Божией Матери вернулась в Русскую Православную Церковь
04.05.2012 16:10
Древнейший список Иверской иконы Божией Матери будет передан из Исторического музея в Новодевичий монастырь
17.02.2012 11:01 | Благовест-инфо
Владимирская область: С приходом монастыря на территорию «Александровской слободы» деятельность музея ухудшилась – искусствовед
20.01.2012 14:01
Русская Церковь не претендует на территорию Нового Донского кладбища - патриархия
08.12.2011 20:08
Минэкономразвития будет курировать возвращение религиозного имущества в России
06.12.2011 16:37 | "Коммерсантъ"
Пермская художественная галерея отдаст собор церкви
01.12.2011 13:37
Директор музея против передачи Исаакиевского собора Церкви и закрытия действующих там ларьков
01.12.2011 10:21
Александро-Невская лавра просит власти Петербурга вернуть утраченные в советские годы здания
22.08.2011 10:57 | "Российская газета"
Храм на своем месте
19.08.2011 10:24
Путин постановил создать комиссию по вопросам, связанным с передачей религиозного имущества
21.06.2011 14:58 | Благовест-инфо
К подлиннику Боголюбской иконы допустят только Патриарха Кирилла и архиепископа Евлогия
07.06.2011 15:55 | "Московские новости"
Тевтонский орден за заслуги
25.02.2011 11:19
После передачи Церкви собора в Угличе местному музею стало негде хранить иконы
22.02.2011 23:42
Патриарх Кирилл обсудил с государственными деятелями перспективы реализации закона о передаче имущества религиозного назначения
16.02.2011 17:39 | "Российская газета"
Свято место будет пусто
14.02.2011 12:05
В Омской области нашли церковь XIX века, не оформленную в собственность
07.02.2011 11:43
Чиновники отказываются передавать прихожанам храм на Новой площади - активисты общины
02.02.2011 14:55 | Благовест-инфо
На заседании Общества изучения русской усадьбы представлен доклад, посвященный состоянию памятников церковного зодчества
26.01.2011 17:10 | "Фома"
Программа передачи
13.01.2011 12:05
В новом году в Казани снесли три памятника архитектуры
13.01.2011 11:24
В Пермском крае две часовни и церковь передадут Православной Церкви
30.12.2010 14:53 | "Российская газета"
Нашли общий язык
28.12.2010 11:58
Состоялось первое заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом
27.12.2010 13:23 | "Коммерсантъ"
Культовая передача
23.12.2010 16:18 | Благовест-инфо
Министр Авдеев – о диалоге с РПЦ: Мы вместе заботимся о судьбе русской культуры
23.12.2010 08:10
С 1 января музеи лишатся права управления объектами культурного наследия в случае их передачи религиозным организациям
16.12.2010 16:19 | "Независимая газета"
Православие в пляжных песках
10.12.2010 11:18
Делегация Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО посетила Ферапонтов и Новодевичий монастыри
10.12.2010 10:41 | "Вести ФМ"
В Петербурге продолжается «война» музейщиков и Церкви
08.12.2010 12:17 | "Независимая газета"
Что Московскому патриархату хорошо, то немцу – траты
03.12.2010 14:39 | "Российская газета"
Федеральный закон РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
02.12.2010 14:33 | "Время новостей"
Слово и дело
01.12.2010 12:01
Внесены изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона о передаче имущества религиозным организациям
01.12.2010 09:23
Католики просят вернуть им здание бывшего костела в Барнауле
30.11.2010 18:51
Президент РФ подписал закон о возвращении имущества религиозным организациям
24.11.2010 17:38
Патриарх Кирилл поблагодарил Совет Федерации за принятие закона о передаче имущества религиозным организациям
24.11.2010 14:53
Передача церковного имущества не приведет к утрате музейных ценностей, заверяют в Совете Федерации
24.11.2010 14:50
Закон о передаче имущества религиозным организациям одобрен Советом Федерации
23.11.2010 10:50 | "Коммерсантъ"
Депутаты вернули церковное имущество
22.11.2010 12:59
Сотни калининградцев выступили против передачи кирх и замков Русской Православной Церкви
22.11.2010 12:49
Архиерейское подворье во Владивостоке безвозмездно передадут Церкви
22.11.2010 11:14 | "Время новостей"
Скандал в Святом семействе
18.11.2010 15:01 | "Время новостей"
Храм с обременением
18.11.2010 14:22 | "Известия"
Депутаты отделили музеи от Церкви
18.11.2010 10:57
Законопроект о передаче имущества религиозным организациям прошел второе чтение в Госдуме
17.11.2010 16:16 | "Новые Известия"
Со своим уставом в чужой музей
11.11.2010 17:58
Законопроект о религиозном имуществе будет рассмотрен во втором чтении 17 ноября
11.11.2010 11:17 | Благовест-инфо
Святыни восточных славян не попали в «черный список» ЮНЕСКО. Какую роль в этом играет Церковь?
10.11.2010 19:18 | "Аргументы и факты"
Возвращая отобранное
09.11.2010 14:58 | "Известия"
Церковь отделяют от музеев
09.11.2010 10:58 | "Коммерсантъ"
Церковь наделяют от государства
09.11.2010 09:25 | "Коммерсантъ"
«Законопроект противоречит духу Конституции РФ как светского государства»
09.11.2010 09:02 | "Коммерсантъ"
«Мы постарались сбалансировать интересы религиозных организаций и государства»
01.11.2010 16:21 | "Известия"
Храмы раздора
01.11.2010 11:56 | Благовест-инфо
Музеи и Церковь – сотрудники или оппоненты?
29.10.2010 10:53 | "Коммерсантъ - Украина"
Из Госархива выносят ценности
27.10.2010 12:52 | "Московский комсомолец"
Храмы России разбили на три категории
27.10.2010 10:06
Церковь не будет претендовать на главные петербургские храмы
22.10.2010 12:41 | "Российская газета"
Дорога от храма
20.10.2010 17:28
Мосгордума одобряет изъятие госимущества у Церкви за нецелевое использование
20.10.2010 15:41 | Благовест-инфо
Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев): Отсутствие у православного вуза собственного храма – это нонсенс
20.10.2010 14:50 | "InoPressa"/"La Croix"
Церковь и музеи спорят из-за русского религиозного наследия
19.10.2010 17:19
Нижегородцы направили Медведеву обращение с просьбой не передавать Дом офицеров в собственность Нижегородской епархии
05.10.2010 14:18 | "Время новостей"
Святыня по инвентарному номеру
05.10.2010 13:54
Власти Москвы поддерживают законопроект о передаче имущества религиозным организациям
05.10.2010 13:46
Революций в связи с законопроектом о передаче имущества религиозным организациям не будет - замминистра культуры РФ
01.10.2010 16:41 | "Коммерсантъ"
Общественная палата не поделила церковное имущество
29.09.2010 10:36 | "Коммерсантъ"
Религиозному имуществу гарантируют свободу вероисповедания
23.09.2010 10:34
Проект закона о передаче государством предметов культа религиозным организациям прошел первое чтение в Госдуме
22.09.2010 16:31 | "Известия"
Музейщикам могут сократить зарплату
17.09.2010 17:40
Единоверцы требуют вернуть им здание Музея Арктики и Антарктики в Петербурге
16.09.2010 11:44 | "Известия"
Культ недвижимости
16.09.2010 10:19 | "Время новостей"
Строение духовного назначения
16.09.2010 00:52 | Благовест-инфо
Участники слушаний в Госдуме обсудили проект закона о передаче собственности религиозным организациям
13.09.2010 13:36
Торопецкая икона Богородицы вернется в Русский музей из подмосковного поселка не раньше конца сентября
30.08.2010 12:47 | Телеканал "Культура"
О судьбе произведений искусства: между церковью и музеем
18.08.2010 23:17
За состоянием иконы XIV века "Спас Елеазаровский" можно следить в режиме онлайн
13.07.2010 10:20 | "Время новостей"
«Батюшки мало понимают в инвестпроектах»
08.07.2010 15:47 | "Комсомольская правда - Челябинск"
Всем верующим в Органном зале Челябинска не хватало места
02.07.2010 12:51 | "Время новостей"
Решили по-божески
28.06.2010 14:22
Закон о религиозном имуществе положит конец «произволу региональных и местных властей» - юрисконсульт Московской патриархии
23.06.2010 14:34
Челябинский орган останется пока на своем месте
21.06.2010 16:58
Министр культуры РФ одобрил законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения
18.06.2010 15:53 | "Независимая газета"
Патриархия положила глаз на Кремль
18.06.2010 14:51
Южноуральский «органный» скандал выходит на президентский уровень
18.06.2010 14:29 | "Газета"
Обиженным передачей Церкви памятников разрешили жаловаться юристам
18.06.2010 14:06 | "Российская газета"
Стоит свеч
17.06.2010 17:08 | "Российская газета"
Шедевры в храме
16.06.2010 13:38
Законопроект о передаче в собственность Церкви госимущества внесен в Госдуму
09.06.2010 17:58
В Москве представлен киот для иконы «Спас Елеазаровский», передаваемой в монастырь Псковской епархии
09.06.2010 15:31
Челябинск: в день свв. Петра и Февронии в храме, служившем органным залом, состоится первое богослужение
09.06.2010 14:22
Челябинск: эксперт из Германии осмотрел орган в храме св. Александра Невского
09.06.2010 12:41 | Благовест-инфо
В ближайшее время Московской епархии будет передано 47 памятников архитектуры - представитель минкульта
06.06.2010 22:30 | Благовест-инфо
Музеи и религиозные организации: диалог или монолог?
05.06.2010 00:03
Сергей Ряховский: при передаче Церкви собственности нужно уважать опыт музеев
03.06.2010 12:42
Минобороны передало монастырю в Волгограде здания бывших казарм
02.06.2010 13:07 | "НГ-Религии"
Ценности остаются в музеях
01.06.2010 10:50 | "Коммерсантъ"
Церковь откроет музеи с иконами
31.05.2010 12:25 | "InoPressa"/"The Christian Science Monitor"
Москва передает монастыри в собственность РПЦ
28.05.2010 23:30 | "Российская газета"
Культ недвижимости
25.05.2010 10:46
Путин подарил Патриарху Кириллу на именины постановления о передаче Церкви недвижимого имущества
24.05.2010 11:18
Псковскому музею-заповеднику переданы собор и малые кельи Мирожского монастыря
24.05.2010 10:33 | "Коммерсантъ"
Культ и культура делят имущество
21.05.2010 16:06 | "Российская газета"
Собственно вера
20.05.2010 13:17
Церковь сможет получить в собственность советские здания, построенные в монастырях, и кинотеатры, ставшие храмами
20.05.2010 11:03 | "Российская газета"
Церкви вернут ценности
20.05.2010 10:42 | "Вести.Ru"
Всеволод Чаплин: РПЦ не собирается выносить иконы из музеев
20.05.2010 10:23
Закон о возвращении религиозного имущества может быть принят Госдумой уже на весенней сессии
19.05.2010 23:12
Комиссия правительства РФ поддержала законопроект о передаче имущества религиозного назначения
19.05.2010 14:51 | "Infox.Ru"
Реституция ссорит Церковь и общество
19.05.2010 14:29 | "Коммерсантъ"
Наперсники возврата
19.05.2010 13:34
Челябинск: рядом с возвращаемым Церкви храмом на Алом поле будет разбита Александровская аллея
18.05.2010 19:52 | "Российская газета"
Пришел монастырь
18.05.2010 19:06 | Благовест-инфо
На слушаниях в Общественной палате представители Церкви и музеев не нашли общего языка
18.05.2010 11:28
Все бывшее церковное имущество Петербурга будет возвращено епархии
17.05.2010 15:00 | "ТВ-Центр"
В Челябинске разгорается конфликт из-за демонтажа органа в храме Александра Невского
17.05.2010 12:41 | ТВЦ
Государственный исторический музей передал РПЦ еще одну часть Крутицкого подворья - Митрополичьи палаты
17.05.2010 11:15 | "Труд"
Спустя 80 лет один из главных храмов Челябинска возвращается Русской Православной Церкви
14.05.2010 11:23
Патриарх Кирилл поблагодарил челябинского губернатора за решение вернуть здание храма Александра Невского
13.05.2010 18:48 | Благовест-инфо
Митрополичьи палаты Крутицкого подворья будут переданы Русской Православной Церкви
13.05.2010 11:31 | "Коммерсантъ"
Не «культурные ценности», а «недвижимое имущество»
04.05.2010 13:36 | "Православие и мир"/"Нескучный сад"
Святая София справилась с возвращением
04.05.2010 13:30 | "Православие и мир"/"Нескучный сад"
Спаситель разграбленного
30.04.2010 19:44 | Пресс-служба Общественной палаты Челябинской области
Заявление пресс-службы Общественной палаты Челябинской области по вопросу возвращения верующим храма Александра Невского, в котором располагается органный зал
28.04.2010 12:11 | "Infox.Ru"
Музейщики рассортируют культовые строения
26.04.2010 10:56 | "URA.Ru"
В Челябинске создан еще один общественный комитет - теперь в защиту органного зала
20.04.2010 15:32 | "Комсомольская правда - Челябинск"
Органный зал может переехать в католическую церковь
20.04.2010 13:49
Русской Православной Церкви передадут храм в Челябинске, где расположен единственный в области органный зал
16.04.2010 15:26 | "Парламентская газета"
Музей съезжает из монастыря
14.04.2010 15:21 | "Известия"
Эпоха возвращения
14.04.2010 10:07
Пермские власти обсуждают варианты переезда картинной галереи из исторического здания кафедрального собора
09.04.2010 18:28
Наместник Троице-Сергиевой лавры: Мы не хозяева святынь, но на нас лежит ответственность за их сохранение
08.04.2010 14:06
Санкт-Петербург: после 90-летнего перерыва в Смольном возобновились богослужения
02.04.2010 00:29 | "Патриархия.Ру"
Стенограмма беседы председателя Правительства России В.В. Путина и Патриарха Кирилла 1 апреля 2010 года
31.03.2010 20:26
Патриарх Кирилл совершил утреню Великого четверга в соборе Андроникова монастыря и встретился с сотрудниками музея им. Андрея Рублева
26.03.2010 15:46 | "Газета"
Вместо музейных икон государство поделится с Церковью таможенным конфискатом
26.03.2010 09:03
Псков: передача иконы Спаса Вседержителя на временное хранение из музея в Спасо-Елеазаровский монастырь состоится к престольному празднику обители
25.03.2010 13:25 | "Российская газета - Неделя"
Во спасение
25.03.2010 10:12 | "Интерфакс-Религия"
Открытое обращение представителей Русской Православной Церкви к работникам музейного сообщества
24.03.2010 11:24 | "Московский комсомолец"
Хорош ли закон для икон?
23.03.2010 14:56 | "Коммерсантъ - Власть"
Политическая икономия
18.03.2010 11:42 | "Интерфакс-Религия"
Геннадий Попов: Перед принятием законопроекта о религиозном имуществе нужно навести порядок в уже существующих законах
16.03.2010 11:54
Представитель музеев Московского Кремля предлагает четко прописать в законе условия передачи церковного имущества
15.03.2010 16:01 | Благовест-инфо
Представитель Российского комитета Международного совета музеев Галина Андреева: «Изменение статуса пользования уже музеефицированными объектами – решение очень опасное»
15.03.2010 13:39 | "Новые Известия"
Доктор искусствоведения Ольга Попова: «Почему Церковь так волнуют материальные ценности?»
11.03.2010 12:10
Патриарх Кирилл встретился с директором Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
10.03.2010 13:14 | "Православие и мир"/"Нескучный сад"
Церковь должна приготовиться к расходам
10.03.2010 11:36 | "Православие и мир"/"Нескучный сад"
Для диалога Церкви и музеям пока не хватает широты кругозора
10.03.2010 09:26 | Благовест-инфо
Музейщики начали диалог с Церковью
09.03.2010 10:59 | "Коммерсантъ"
Патриарх Кирилл вступил в эпоху реформации
09.03.2010 10:55
Патриарх Кирилл: «В храмах должны быть храмы, в монастырях — монастыри»
05.03.2010 16:21 | Телеканал "Культура"
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Музейщиков ввели в заблуждение»
04.03.2010 16:21
Эрмитаж не планирует передавать РПЦ храм в Зимнем дворце
04.03.2010 10:13
Законопроект о передаче церковного имущества касается не икон, а зданий, которые Церковь уже использует - В. Легойда
03.03.2010 14:07 | "Интерфакс-Религия"
Открытое обращение деятелей культуры России к президенту РФ Дмитрию Медведеву по поводу возвращения церковного имущества
03.03.2010 14:05 | "НГ-Религии"
Открытое письмо работников искусства и науки Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
03.03.2010 13:47 | "НГ-Религии"
Очень дорогая передача
03.03.2010 10:52
Соглашение между Псковским музеем-заповедником и Мирожским монастырём будет дорабатываться
02.03.2010 15:32 | Благовест-инфо
Искусствовед Лев Лифшиц о судьбе Боголюбской иконы: «С самого начала было понятно, что хорошим не кончится»
25.02.2010 16:03
Передача музейных ценностей Церкви может привести к их потере – Елена Гагарина
24.02.2010 15:26
Иверская икона из фондов Государственного Исторического музея передана в Новодевичий монастырь на дни праздничных богослужений
19.02.2010 17:59
Музейщики просят Медведева не допустить передачи Церкви религиозных памятников
17.02.2010 13:24 | "Аргументы и факты"
Иконы - мёртвый груз музеев
17.02.2010 13:01 | "Аргументы и факты"
Переезд убьёт шедевры
15.02.2010 14:27 | "Нескучный сад"
Молиться или сохранять: ложное противоречие
08.02.2010 16:41 | "Огонёк"
Невыносимая святыня
08.02.2010 15:42 | "Огонёк"
Икона на выданье
04.02.2010 10:42 | "Газета"
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева: «Почему бы не вернуть дома, фабрики, заводы и пароходы всем, кто до революции ими владел?»
04.02.2010 10:13 | "Газета"
Священник Владимир Вигилянский: «Хотите быть хранителями краденого? Будьте»
04.02.2010 09:36 | "Газета"
Ирина Языкова: «Сейчас из этого сделали «стенка на стенку»: Одни не дают, другие отбирают»
04.02.2010 09:30 | "Газета"
Музей и церковь бьются за религиозные ценности
02.02.2010 10:51 | "Росбалт"
Музеи и храмы: разговор без истерик
02.02.2010 09:52 | "Время новостей"
Святыни или недвижимость
01.02.2010 20:18 | "Известия"
Где иконе место?
01.02.2010 12:03
Общественная палата выступает за открытую дискуссию по вопросу передачи Церкви музейных ценностей
29.01.2010 15:52
Санкт-Петербург: Музей городской скульптуры не намерен передавать Благовещенскую усыпальницу Александро-Невской лавре
29.01.2010 14:55 | "Российская газета"
Частная история
29.01.2010 14:15 | "Московский комсомолец"
Крест на музейном деле
29.01.2010 10:42 | Благовест-инфо
Участники Рождественских чтений обсудили законотворческую деятельность, касающуюся религиозных организаций
22.01.2010 12:03 | Телеканал "Культура"
В центре внимания Церкви – Александро-Невская лавра
22.01.2010 10:46 | Благовест-инфо
Профессор ПСТГУ Галина Клокова: Реставраторы-профессионалы пока не востребованы Церковью
20.01.2010 12:13
Литературный музей будет выселен из Высоко-Петровского монастыря, но останется в Москве
19.01.2010 09:50 | Благовест-инфо
Известные искусствоведы выразили тревогу по поводу сохранности музейных ценностей, передаваемых РПЦ
18.12.2009 14:07
В Общественной палате выступают за принятие закона об особом статусе религиозных музейных предметов
01.12.2009 13:10
Пиотровский: Только Русский музей должен решать судьбу Торопецкой иконы
09.11.2009 21:31 | Благовест-инфо
В Борисоглебском монастыре Торжка надеются на развитие хороших отношений с музеем
14.09.2009 20:22 | Благовест-инфо
Конференция, посвященная 85-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, прошла в Вологодской области
11.04.2007 16:46
Санкт-Петербург: Музей Арктики и Антарктики переедет из церкви в новое здание
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|