

|
«Албания – земля диалога мировых религий»
Историк Николай Полонский прочитал об этом лекцию в Иностранке

Скриншот трансляции в сети VK Видео
Москва, 4 апреля, Благовест-инфо. «Албания – земля диалога мировых религий» – тема лекции, которую прочитал 31 марта историк Николай Полонский во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ). Он рассказал об особенностях истории Албании, в которой сложилось многообразие религий, о формировании уникального в своем роде диалога исторических конфессий Албании: православных, католиков и мусульман, об особой роли недавно ушедшего из жизни предстоятеля Албанской Православной Церкви архиепископа Анастасия в возрождении албанского православия. Лекция прозвучала в рамках цикла «Христианские церкви мира», который организован Центром межрелигиозного диалога ВГБИЛ.

Фото из презентации Н. Полонского
Историк начал не с древних времен, а с событий буквально вчерашнего дня: он показал фотографию торжественной церемонии 30 марта 2025 года, когда глава Албанского королевского дома Лека II, мусульманин по вероисповеданию, поздравил всех единоверцев с праздником Ид Аль-Фитр и по этому случаю пригласил на торжественный прием не только представителей ислама, но и иерархов Католической и Православной Церквей. А в 2016 г. этот принц женился, и благословение на брак дали пять религиозных лидеров Албании: представители суннитского ислама, бекташей, православия, католицизма и протестантизма. Жена принца – тоже мусульманка, а родившая у четы дочь была крещена в католичестве. Разве это не удивительно? Как это могло произойти?
Предполагая такую реакцию слушателей, лектор предложил углубиться в историю Албании и подробно рассказал о древнем периоде, когда столь выгодно расположенная земля на берегу Адриатики была провинцией Римской империи, потом княжеством в составе Византийской империи, а позже, почти на пять веков, она оказалась под властью Османской империи, что привело к исламизации населения. Особое внимание Полонский уделил истории ХХ века: рассказал о борьбе албанцев за независимость, о провозглашении Албании королевством в 1928 году, о судьбе Албании во Второй Мировой войне и послевоенном установлении коммунистического режима.
Почти полувековое правление коммунистического диктатора Энвера Ходжи включало кампанию по уничтожению религии в Албании, которая активно началась в 1967 г. Разрушались, закрывались и приспосабливались под хозяйственные нужды храмы и мечети, священнослужителей всех религий арестовывали, приговаривали к расстрелам, высылали на принудительные работы. Родителей, крестивших детей, отправляли в концлагеря, за прилюдное совершение крестного знамения полагалась тюрьма, детям запрещалось давать христианские и мусульманские имена. «Ничего подобного в истории европейского континента не было: в 1969 г. Ходжа провозгласил Албанию первой в мире атеистической страной», – отметил лектор.
Какие-то ростки восстановления религиозности обнаружились только в конце 1980-х гг., после смерти диктатора в 1985-м, когда в целом усилилось общественное противостояние коммунистической системе. Если принять во внимание, что два-три поколения выросли в тотальной атмосфере атеистической пропаганды и антирелигиозных репрессий, то надо признать, «какую огромную работу проделали албанцы за последние 30 лет: не только восстановлена религиозная жизнь, храмы, мечети и монастыри, но и все конфессии дружат».
Какова картина религиозной жизни в Албании сейчас? Албания — светское государство, не имеющее официальной религии. Конституция страны гарантирует свободу вероисповедания, равенство религиозных общин и объявляет нейтральность государства «в вопросах веры и совести». Большинство населения (57%) исповедует суннитский ислам, 10% католики, 7% православные, 0,14% другие христиане, 9,5% объявляют себя нерелигиозными. Есть еще одна группа – бекташи – 2,1%, и Полонский остановился на ее особенностях.

Бекташи. Фото из презентации Н. Полонского
Бекташи – суфийский орден, который был основан в XIII в., получил распространение XVIII в., Албания с ХХ века считается мировым центром ордена. В 2024 г. было объявлено о плане создания «государства внутри государства», наподобие Ватикана: в столице Албании Тиране будет располагаться центр ордена бекташей, возглавить который должен Хаджи Брахимай, известный как Баба Монди. По словам историка, учение бекташей близко к шиизму (из-за почитания Али зятя пророка), но содержит и «элементы христианства». Бекташи воспринимают мир посредством триады – Аллаха, Мухаммеда и Али, их ритуальная еда включает хлеб, сыр и вино, т.е. алкоголь у них допускается. Само по себе мирное сосуществование такого особенного вероисповедания с другими религиями в Албании Полонский считает одним из «феноменальных проявлений межрелигиозного диалога». О многом говорит также тот факт, что недавно избранный предстоятель Православной Церкви Албании митрополит Иоанн родился в семье бекташей.
О появлении христианства на земле Албании есть разные версии, но все они свидетельствуют, что уже в I веке здесь были христиане, тогда же жил первый св. мученик Албании Астий Диррахийский. Первые христианские общины известны с III века, а первая епископская кафедра учреждена в Х веке. Вскоре образовалась митрополия в юрисдикции Охридской архиепископиии.

С матерью Терезой. Фото из презентации Н. Полонского
Католикам лектор уделил не так много внимания, но отметил, что все албанцы гордятся самой известной представительницей своего народа в XX веке — матерью Терезой, ставшей святой Римско-Католической Церкви, в ее честь назван крупнейший международный аэропорт в Тиране. После свержения коммунистической диктатуры она посетила Албанию и встретилась с вдовой диктатора Неджимие Ходжа. «Невозможно было представить такое при коммунистическом режиме! Тогда мать Тереза очень страдала, что из-за закрытости страны она не могла встретиться с родными, со своей сестрой. Изоляционизм, как и преследования верующих, был свойственен всем диктаторским государствам», – сказал Полонский.
Подробно изложив историю православия на албанской земле, Полонский отметил, что с 1767 г. митрополия вошла в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В 1926 году Православной Церкви в Албании была дарована автономия. А в 1937 г. Православная Церковь Албании (ПЦА) стала автокефальной. Основное внимание лектор уделил ХХ веку, когда всем возглавителям ПЦА приходилось быть не только духовными лидерами, но и выдающимися дипломатами: находить общий язык с итальянскими войсками, с коммунистическими правителями. Известно, что отец нынешнего главы ПЦА митрополита Иоанна был посажен в тюрьму как «враг государства», а сам будущий предстоятель был тайно крещен, что могло обернуться концлагерем, и присоединился к подпольной церкви.

Кафедральный собор Албанской Православной Церкви. Фото: sedmitza.ru
Сейчас, по данным на 2018 г., в Албании 700 тыс. православных прихожан. Особую роль в возрождении православия в стране сыграл архиепископ Анастасий. Когда он в 1991 г. прибыл в Албанию в качестве экзарха Константинопольского патриархата, он нашел там полную разруху: за годы гонений было уничтожено 1608 храмов и монастырей, а из 440 священников (в 1940 году) осталось только 22. По воспоминаниям современников, ступив на албанскую землю, первое, что сказал архиепископ: «Христос воскрес!», и это было воспринято как начало возрождения православия. Будучи избранным в 1992 г. архиепископом Тиранским, Дурресским и всей Албании, Анастасий более 30 лет возглавлял ПЦА и, по словам историка, достиг больших успехов в возрождении Церкви: была восстановлена православная иерархия, храмы и монастыри, при нем был построен кафедральный собор Воскресения Христова в Тиране. Лектор рассказал, что в ПЦА допускается использование обоих календарей, «чтобы не внести розни»; в богослужении используются албанский, греческий, влахский языки.

Титулярный Король Албании Лека II. Фото из презентации Н. Полонского
По словам историка, важную роль в сохранении межрелигиозного мира и развитии диалога играет королевская семья. Король Албании Зогу I в 1928 г., будучи мусульманином, во время принятия присяги поклялся на Библии и на Коране. Он отменил исламское право, заменив его гражданским правом на основе швейцарских норм. В супруги себе он выбрал венгерскую графиню-католичку Геральдину, а их сын принц Лека женился на англиканке из Австралии – «это ли не проявление мультикультурализма и религиозной терпимости», отметил Полонский. Свадебный обряд провели мусульманский улем, протестантский пастор и католический священник. Принц Лека I скончался в больнице имени матери Терезы в 2011 году. На похоронах свои молитвы прочитали представители ислама, православия и католичества.
Традицию продолжил Лека II, ныне номинальный король Албании, тоже суннит: среди многих учебных заведений, в которых он учился, есть англиканский теологический колледж Св. Петра в Йоханнесбурге. Его женой стала мусульманка, представительница древнего албанского рода, а когда родилась дочка, супруги-сунниты крестили ее в Римской Католической Церкви и назвали Геральдиной в честь прабабушки. «Это тоже уникальная ситуация, такого нет ни в каких правящих династиях Европы. Королевская семья в Албании воспринимается как символ национального, культурного, исторического, конфессионального единства», – заключил лектор.
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»
|