Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • сентябрь 2024 – май 2025 года

Новый сезон лектория Музея имени Андрея Рублева. Москва

  • 5 марта – 29 июня

Выставка «Загадки житийных икон». Москва

  • 9 марта – 4 апреля

VIII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва

  • 13 марта – 25 мая

Выставка «Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний». Москва

  • 20 марта – 20 апреля

Выставка «Походный иконостас». Москва

  • 30 марта

Презентация сборника «Церковь с человеческим лицом». Москва

  • 31 марта

Открытие выставки «Ходить по воде: жизнь и свидетельство матери Марии (Скобцовой)». Москва

  • Апрель 2025

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 2 апреля

Презентация сборника Мераба Мамардашвили «Вечное настоящее». Москва

  • 2 апреля

Концерт духовной музыки VIII Международного Великопостного хорового фестиваля. Москва

  • 3 апреля

«Остановись, мгновенье…» Круглый стол по современной христианской фотографии. Москва

  • 7 апреля

«Homo Dei – Человек Божий». Вечер памяти митрополита Филарета (Вахромеева). Москва

Все »









Новости

Под храмом Гроба Господня обнаружены следы древнего сада, упомянутого в Евангелии от Иоанна

24.03.2025 17:44 Версия для печати

Фото: sedmitza.ru

Иерусалим, 24 марта. Раскопки, проведенные во время реставрации храма Гроба Господня в Иерусалиме, показали, что около 2000 лет назад на его месте росли оливковые деревья и виноградные лозы, что соответствует описанию, приведенному в Евангелии от Иоанна, сообщает «Седмица» со ссылкой на The Times of Israel.

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко», — говорится в Евангелии от Иоанна 19:41-42.

Присутствие оливковых деревьев и виноградных лоз на месте храма Гроба Господня было выявлено с помощью археоботанического и пыльцевого анализа образцов, извлеченных из-под пола древней базилики. Археологический контекст указывает на то, что слой, из которого были взяты образцы, относится к началу I в. н.э., однако радиоуглеродный анализ еще не проводился.

«Мы знаем, что во времена императора Адриана эта территория входила в состав римской колонии Элии Капитолины, основанной на месте разрушенного Иерусалима, — отметила Франческа Романа Стасолла профессор христианской и средневековой археологии в Римском университете Ла Сапиенца. – Однако во времена Иисуса Христа эта территория еще не была частью города».

Стасолла руководит текущими раскопками в храме Гроба Господня с момента их начала в 2022 году. Раскопки проводились в рамках работ по замене пола в здании храма.

«В связи с проведением реставрационных работ христианские конфессии, которым принадлежит храм Гроба Господня, также решили разрешить проведение археологических раскопок под его полом, — сказала Стасолла. – Однако в данный момент у нас нет открытого участка для раскопок, поскольку в преддверии Пасхи храм должен быть полностью доступен для паломников».

Исследователь подчеркнула, что археологам приходилось работать с особой осторожностью, чтобы не мешать священнослужителям и паломникам. Чтобы люди могли посещать храм во время раскопок, исследователи установили временный настил и закрыли некоторые участки.

Все археологи, участвующие в раскопках, являются итальянцами и сотрудниками университета Ла Сапиенца. Иногда к археологам также присоединяются специалисты в определенных областях, например, геологи, археоботаники или археозоологи, из Рима.

«Мы работаем по очереди, но в нашей команде в храме Гроба Господня в Иерусалиме всегда 10 или 12 человек, — рассказала Стасолла. – Атмосфера здесь особенная; нас тепло встретили, и мы построили крепкие отношения со всеми. Однако большая часть нашей команды по-прежнему находится в Риме, куда мы отправляем данные для постобработки».

Чтобы обеспечить максимальный доступ священнослужителей и паломников к святыням храма Гроба Господня, Стасолла и ее команда разделили территорию храма на несмежные зоны и раскапывали их по одной, засыпая каждую из них перед тем, как приступить к раскопкам на следующей.

«Хотя мы не смогли увидеть весь раскопанный храм одним взглядом, новые технологии позволяют нам реконструировать общую картину в наших лабораториях», — отметила Стасолла.

На протяжении веков храм Гроба Господня пережил множество разрушений, восстановлений и перестроек. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с Вифлеемской базиликой. Храм был торжественно освящён 13 сентября 335 года, в память о чём в Православной Церкви был установлен праздник Обновления храма ("Воскресение Словущее", 26 сент. н. ст.).

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством настоятеля монастыря преподобного Феодосия Модеста (позднее Патриарха Иерусалимского) по повелению императора Ираклия храм был восстановлен в 629 году, хотя и не в прежнем великолепии. В 637 году Иерусалим был осажден халифом Умаром. Патриарх Софроний сдал город после заверения мусульман о заключении мирного договора, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима не были повреждены.

В 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного ещё Патриархом Софронием и халифом Умаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях, в результате чего была безвозвратно утрачена древняя базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе. Строительные работы продолжались в царствование Константина Мономаха до 1048 года, но по своему масштабу и великолепию этой церкви было далеко до своей античной предшественницы.

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. Строительство, описанное хронистом Вильгельмом Тирским, было завершено при королеве Мелисенде возведением звонницы. Крестоносцы приступили к строительству около 1130 года, а освящен храм был 15 июля 1149 года — в день 50-й годовщины взятия Иерусалима. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня, а в XIII веке Иерусалимом и самим храмом некоторое время владел отлучённый от Церкви император Фридрих II.

Уже в 1400 году храм был украшен двумя куполами, а в 1510 году насчитывал 20 алтарей. Позже после многочисленных сборов со стороны католических паломников Патриарх Нектарий начал полную реставрацию и переделку храма. Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы; им же принадлежит внутреннее убранство. Работы по реставрации и улучшению храма продолжались вплоть до 1719 года, и в новом состоянии храм простоял до 11 октября 1808 года, когда в результате пожара сгорело две трети храма. Ремонт был поручен архитектору греческого происхождения, служившему при дворе турецкого султана, Николаосу Калфасу Комниносу. В этот раз средства были собраны православными верующими, которые смогли восстановить храм к 1810 году.

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма архитектором Антонио Барлуцци, осуществлению которой помешала Вторая мировая война. В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995—1997 годах реставрационные работы коснулись и купола. В 2013 году на колокольне был установлен последний недостающий колокол, изготовленный в России. В 2016 году началась масштабная реконструкция храма. В результате реставрационных работ, которыми руководила профессор из Афин Антония Моропулу и которые завершились в марте 2017 года, среди прочего, с Кувуклии были убраны поддерживающие металлические балки.

По словам Стасоллы, археологические слои, скрытые под полом храма, похожи на страницы книги и содержат хронику истории Иерусалима, начиная с железного века (1200-586 гг. до н. э.).

«Церковь построена на месте карьера, что нас не удивляет, поскольку значительная часть Старого города Иерусалима стоит на карьере, — заявила Стасолла. – Карьер уже действовал в железном веке. Во время раскопок мы нашли керамику, лампы и другие предметы быта, относящиеся к тому периоду».

После того, как карьер перестали эксплуатировать, и до того, как на этом месте была построена базилика, часть территории использовалась для сельского хозяйства.

«Были возведены низкие каменные стены, а пространство между ними заполнено землей, — сообщила Стасолла. – Археоботанические находки были особенно интересны для нас в свете того, что они подтверждают существование на этом месте сада, упоминаемого в Евангелии от Иоанна».

В 2024 году исследователи обнаружили в северо-восточной части храма римское языческое святилище, созданное предположительно после разрушения Иерусалима из-за восстания иудеев в 66—73 годах нашей эры. Вероятно, это святилище Венеры, упоминаемое Евсевием Кесарийским. Археологи обнаружили в нем сотни костей животных, принесенных в жертву в римский период.

Во времена Иисуса Христа бывшая каменоломня использовалась как место захоронения, и в скале было высечено несколько гробниц.

«По мере того, как карьер постепенно забрасывался, гробницы высекались на разных уровнях, — сказала Стасолла. – Таким образом, в этом районе было несколько захоронений того периода. Императрица Елена выбрала ту гробницу, которая почиталась как Гроб Господень, и на ее месте была построена первая Кувуклия, тем самым она была отделена от других захоронений».

Стасолла и ее команда обнаружили несколько находок, датируемых IV веком.

«Под нынешней Кувуклией мы обнаружили круглое основание диаметром около шести метров, которое является частью более ранней Кувуклии, построенной из мрамора, — сообщила Стасолла. – Это интересно, потому что на самых древних изображениях Кувуклии, которые датируются V и VI веками, она имеет круглую форму. Поэтому мы считаем, что это круглое основание было частью первоначальной конструкции, построенной императором Константином Великим. В настоящее время мы проводим геологический анализ, чтобы определить происхождение мрамора, а также тестируем раствор. Оба теста могут предоставить нам важную информацию».

Раскопки планируется возобновить после Пасхи и, скорее всего, завершить в течение нескольких месяцев. «Нам осталось раскопать только часть северного прохода», — сказала Стасолла. Научное документирование результатов раскопок, включая около 100 000 фрагментов керамики, займет долгие годы.



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Новости»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading