Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • сентябрь 2024 – май 2025 года

Новый сезон лектория Музея имени Андрея Рублева. Москва

  • Март 2025

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 5 марта – 29 июня

Выставка «Загадки житийных икон». Москва

  • 9 марта – 4 апреля

VIII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва

  • 13 марта – 25 мая 2025 года

Выставка «Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний». Москва

  • 20 марта – 20 апреля

Выставка «Походный иконостас». Москва

  • 30 марта

Презентация сборника «Церковь с человеческим лицом». Москва

  • 31 марта

Открытие выставки «Ходить по воде: жизнь и свидетельство матери Марии (Скобцовой)». Москва

  • Апрель 2025

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 2 апреля

Презентация сборника Мераба Мамардашвили «Вечное настоящее». Москва

  • 2 апреля

Концерт духовной музыки VIII Международного Великопостного хорового фестиваля. Москва

  • 7 апреля

«Homo Dei – Человек Божий». Вечер памяти митрополита Филарета (Вахромеева). Москва

Все »









Статьи

Михаило-Архангельская церковь в Станиславле

24.03.2025 12:31 Версия для печати

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Село Станиславль в старину было частью большой подмосковной вотчины Чудова монастыря. Посвящение собора московской обители полностью звучало так: во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Вероятно, и посвящение церкви в монастырском селе Станиславль Архангелу Михаилу говорило о ее связи с московской обителью.

В дозорных книгах 1680 года есть запись: «…в селе Станиславле церковь каменная Архистратига Михаила, а по сказке тоя церкви попа Феодора, церковное строение исстари монастырское». Сохранился надмогильный памятник упомянутого здесь «попа Феодора». На старинной плите у алтаря Михаило-Архангельской церкви и сегодня можно прочитать имя иерея Феодора Ильина, скончавшегося 10 июня 1688 года.

Здание нынешней каменной церкви в Станиславле было построено в 1696 году. Таким образом, надгробная плита иерея Феодора старше самой церкви почти на десять лет. В записи 1680 года указывалось, что церковь была тогда уже каменная. По другому свидетельству, каменный храм в Станиславле стоял и в первой четверти XVII века. Все это говорило о том, что на месте сохранившейся кирпичной церкви в Станиславле существовала другая – белокаменная.

Надгробная плита иерея Феодора Ильина/ Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Это версия впоследствии подтвердилась при исследовании памятника специалистами. Летом 1985 года при консервации здания известный реставратор В. Кавельмахер нашел фрагменты древнего белокаменного храма первой половины XVI века. Под полом нынешней кирпичной церкви сохранился древний фундамент. Также выяснилось, что фундамент нынешней церкви выложили из каменных блоков, вытесанных из стен и сводов прежнего храма.

Редкий случай, когда кирпичная подмосковная церковь XVII века была построена на месте белокаменного и более древнего храма. Известен только один похожий пример – в селе Синькове Раменского района. Тот же реставратор Кавельмахер в 1980-е годы обнаружил внутри храма XVIII столетия в Синькове остатки белокаменной церкви. Причем, в отличие от храма в Станиславле, там сохранился не только фундамент, но и погреб, портал и почти вся северная стена древней каменной церкеви.

Кладка и особенности раствора белого камня могли говорить о близости Синьковского храма по архитектуре к церкви Трифона в Напрудном в Москве. Возможно, древний белокаменный храм Михаила Архангела в Станиславле относился к тому же ряду подмосковных церквей, что и в Синькове и Напрудном. Таким образом, Кавельмахеру примерно в одно и то же время удалось обнаружить следы сразу двух ранее неизвестных белокаменных подмосковных храмов «внутри» памятников XVII–XVIII столетий.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

В первой половине XIX столетия в селе Станиславль проживал заштатный пономарь Самсон Андреев, который слыл в народе человеком особого духовного дара. Правда, у церковного начальства и полиции его деятельность вызвала подозрение. Пономарь имел обычай читать молитвы над недужными, в том числе и над одержимыми, по старой рукописной книге. В 1843 году это привлекло внимание епархиальных и гражданских властей. На первой неделе Великого поста в субботу во время литургии в церкви Архангела Михаила «сильно кричали, как беснуемыя» и падали в припадке четыре местные крестьянки. Над «кликушами» по обычаю прочитал молитвы пономарь Самсон Андреев.

Этот случай в церкви села Станиславль заинтересовал благочинного, затем был передан в консисторию и полицию. Разбирательство дела Андреева и кликуш дошло до обер-прокурора Синода графа Протасова и даже самого московского митрополита Филарета Дроздова. Комиссия из Консистории взялась изучить рукописную книгу Андреева, по которой тот исцелял больных. В книге не нашли ереси или раскола, но усмотрели множество грамматических ошибок в написании молитв. Книгу у Андреева изъяли, читать молитвы впредь запретили. А «припадочные женщины» по решению министра внутренних дел были вывезены в Москву, где содержались некоторое время под арестом. После освобождения они были отпущены под присмотр полиции.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Название села Станиславль образовано от имени, которого никогда не было в православных святцах. Возможно, оно указывало на какую-то забытую связь этих мест с выходцем из Польши или Литвы. В сборнике древнерусских прозвищ, собранных историком Степаном Веселовским, правда, значится и русская фамилия такой необычной формы: в документах середины XVI века упоминался некий подъячий Василий Станиславль.

Название села Станиславль также будто образовано по аналогии с древними русскими городами Ярославлем, Переславлем, Ростиславлем. Документальных свидетельств о подобном городе не сохранилось, хотя в древности окрестности Станиславля, несомненно, имели важное оборонительное значение. В XIV веке примерно в 17 верстах южнее Станиславля на территории Троицкого округа Новой Москвы существовал укрепленный валами город, который назывался Перемышлем.

Было ли село Станиславль основано выходцем из Польши или Литвы неизвестно, однако судьба одного из местных священников была связана с западными губерниями Российской империи. Во второй половине XIX века в Михаило-Архангельской церкви в Станиславле служил священник Петр Долгоруков. За два года до кончины он был переведен в Литовскую епархию и скончался в городе Гродно. Отец Петр родился в Московской губернии в семье пономаря. После семинарии служил в Подольском уезде, к которому до революции относилось и село Станиславль. В 1875 году был назначен в Михаило-Архангельскую церковь, где прослужил 11 лет. В эти годы он был награжден епархиальным начальством за «ревностные труды по украшению храма».

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

В 1886 году священник Петр Долгоруков переехал в местечко Житомля, расположенное в 17 верстах от Гродно на территории современной западной Белоруссии. Там он стал настоятелем Свято-Добровещенской, то есть Благовещенской, православной церкви. Новый храм, где предстояло служить бывшему подмосковному священнику, был деревянный, построенный еще в 1730 году. Эти земли вошли в состав России только в конце XVIII столетия. Изначально это был костел, который построили члены католического ордена камедулов. Их монастырь располагался на озере Вигри в Польше. К слову, Благовещенский храм в белорусской Житомле сохранился и действует до сих пор.

Отец Петр Долгоруков прослужил в Житомле всего два года. Небольшой период его настоятельства в Житомле был отмечен строительством домов причта. В 1887 году гродненский губернатор подписал указ, запрещающий привлекать к постройке церквей «лиц, которые не имеют право приобретать землю в западных губерниях», то есть иудеям. Настоятели гродненских храмов должны были дать отчет об этом губернатору. Священник Петр Долгоруков сообщил властям, что мастера-евреи взяли подряд только на строительство дома священника и псаломщика. 5 января 1888 года пятидесятилетний священник Долгоруков скоропостижно скончался от чахотки в одной из гродненских больниц.

К 1970-е годам от старинной Михаило-Архангельской церкви в Станиславле оставалась целой только основная часть – «восьмерик на четверике». Алтарная часть, трапезная и колокольня были полностью утрачены. Восстановление церкви завершилось в 2019 году. Интересной особенностью храма стали новый интерьер, выполненный в духе XVI века и иконостас с красочными керамическими украшениями.

Антон Саков



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Статьи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading