

|
«Юноши» из «тайного монастыря»
Религиоведы рассказали о подпольных общинах на Тамбовщине в советские годы
.jpg)
Фото: Ю. Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 24 марта, Благовест-инфо. Вечер, посвященный истории подпольных христианских общин в СССР, и презентация фотоиздания «Тайный монастырь и его обитатели» состоялись 20 марта в Культурном центре «Покровские ворота». Об итогах полевых исследований на Тамбовщине рассказали религиоведы из ПСТГУ и фотограф, подготовивший зин – так называется любительское малотиражное издание, своего рода самиздатская фотокнига. Экспедиция была организована в рамках проекта ПСТУ «Традиционные сообщества в постсекулярную эпоху».
.jpg)
Фото из презентации Е. Воронцовой
Преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Елена Воронцова, руководитель научной группы «Трансформации религии в современном мире», рассказала о том, как экспедиция религиоведов искала в селах Тамбовщины следы движения «Юноши». Об этом подпольном религиозном движении исследователи узнали из публикаций и архивных материалов советских ученых: в 1950-е гг. экспедиция Института истории Академии наук СССР обнаружила в Мичуринске, Тамбове и окрестных деревнях небольшие молодежные группы, называвшие себя «Юноши». Тогда считалось, что это последователи тех, кого собирательно называли «Истинно-православной Церковью» (видимо, имелось в виду движение «непоминающих»). Упоминалось о том, что эти молодые люди направлялись «старцами» и «старицами», отказывались работать в колхозах и служить в армии, не посещали клубы, уничтожали свои документы как «печать антихристову», принимали обет безбрачия. Собирались они тайно в домах, в летнее время молились у «святых» источников. Известный историк А. Клибанов, руководитель экспедиции, писал о них как о «проповедниках суеверий», которые «эксплуатировали темноту и отсталость людей в своих целях».
.jpg)
Фото из презентации Е. Воронцовой
В ходе экспедиции 2022–2024 гг. исследователям из ПСТГУ удалось отыскать на Тамбовщине тех, кто еще помнил «Юношей», а также важные архивные документы об их деятельности и преследованиях. Выяснилось, что в составе этих групп преобладали девушки; что в религиозной жизни молодежи важную роль играли проповедники (А. Умрихин, П. Половинкин); что связи общин между собой поддерживались через совместные молитвы и посещение святых мест; что среди общин не было единства относительно отношения к государству и к официальной РПЦ.
В 1951 г. многие из них были арестованы и приговорены к пяти-десяти годам исправительно-трудовых лагерей, но вышли по амнистии после смерти Сталина. По освобождении деревенские девушки старались найти работу не в колхозе, а, например, на железной дороге, занимались изготовлением фолежных икон; многие из них не вступали в брак, а некоторые принимали постриг. Часто они окормлялись у священнослужителей РПЦ, претерпевших репрессии в довоенные годы, которых религиоведы называют «ключевыми фигурами региона»: это протоиерей Валентин Ястребцов, иеросхимонх Павел (Гулынин), схиигумен Поликарп (Дмитраков).
.jpg)
Фото из презентации Е. Воронцовой
Местные жители показали религиоведам пустующий ныне дом в Моршанске, в нем был «тайный монастырь», последний «насельник» которого – странник Борис – умер в 2019 г. Воронцова подчеркнула, что «тайный монастырь» – это самоназвание общины верующих, которую составляли в основном незамужние женщины. Местные называли насельниц «черничками», хотя не все из них были монахинями, но, как сказала Воронцова, они «брали на себя функции монашествующих»: много молились, вели аскетичный образ жизни, читали Псалтирь по умершим, проповедовали.
.jpg)
Фото: Ю. Зайцева / blagovest-info.ru
Фоторепортаж об этом доме, о тех предметах, которые в нем сохранились, и стал основой зина, созданного документальным фотографом Сергеем Прониным. Он запечатлел следы повседневной жизни обитателей этого дома: книги, рукописи, фолежные иконы и лубочные листки, предметы быта. На презентации он рассказал о том, как обнаружил в этом доме напрестольное Евангелие в окладе и другие предметы, которые, по-видимому, были вынесены из разоренных в советское время церквей. Сейчас дом пустует, за ним присматривают «околоцерковные люди», но помещение находится в плачевном состоянии: течет крыша, «дом исчезает на глазах». Ученые из ПСТГУ вывезли книги, тетрадки с переписанными молитвами, письма, которые будут описаны и проанализированы как свидетельства почти ушедшей материальной культуры подпольного и народного православия времен советских гонений на Церковь.
.jpg)
Фото: Ю. Зайцева / blagovest-info.ru
Петр Чистяков (РГГУ / ПСТГУ) рассказал о практике домашних богослужений, которые совершались в годы гонений. По его словам, на Тамбовщине, где действующих храмов почти не осталось, почти в каждом селе был такой дом, где собирались для молитвы и совершали богослужения «мирянским чином». Люди молились вместе также в лесу, на источниках, на кладбищах совершали панихиды. Такие богослужения были «важной частью духовной жизни Тамбовщины», сказал Чистяков.
Подытоживая, Елена Воронцова отметила, что «Юноши» – не единственный пример тайной религиозной жизни на Тамбовщине в советские годы, были и другие группы, сведения о которых необходимо собирать. «Представляете, сколько было таких тайных монастырей в масштабах все страны!» – откликнулся уроженец Тамбовщины Сергей Попов, автор проекта «Своего рода». Он рассказал об изучении истории своей семьи, о прадеде, который тоже был репрессирован за веру, получил десять лет лагерей, а его друзья и сомолитвенники расстреляны и похоронены в общей могиле в Мичуринске. «Важно, чтобы каждый через историю своей родословной восполнял общую историю советских антирелигиозных гонений», – заключил он.
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»
|