Выставка «Диалог с прошлым» открылась в «Иконотеке А.Н. Овчинникова»
Экспозиция посвящена изучению и реставрации произведений из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника
.jpg)
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 21 марта, Благовест-инфо. Выставка «Диалог с прошлым. Изучение и реставрация произведений из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника» открылась 20 марта в «Иконотеке А.Н. Овчинникова», которая является подразделением Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (далее –ВХНРЦ). Задача выставки – показать работу нескольких поколений реставраторов с уникальной коллекцией музея-заповедника. Часть экспозиции посвящена сотрудникам ВХНРЦ и их кропотливой работе по сохранению памятников в период 1960–2010-х гг.
Открывая выставку, директор ВХНРЦ Дмитрий Сергеев отметил, что сотрудничеству ВХНРЦ с Владимиро-Суздальской землей уже более ста лет: одна из первых экспедиций И.Э. Грабаря была именно во Владимир в 1924 г., и первые памятники, которые реставрировали московские специалисты, были именно из музеев Владимира и Суздаля. Название выставки «Диалог с прошлым» отсылает к истории этого длительного и плодотворного сотрудничества, но предполагает и «диалог с будущим», поскольку взаимодействие продолжается, музейщики и реставраторы совместно изучают и сохраняют памятники христианской культуры мирового уровня для будущих поколений, отметил Сергеев. Замечательно, что такая экспозиция открылась в «Иконотеке» – бывшей мастерской Веры Мухиной, ныне ставшей музейным и творческим центром памяти Адольфа Николаевича Овчинникова – «одного из самых ярких авторитетов в области реставрации».

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Куратор выставки – художник-реставратор Александр Горматюк, ученик Овчинникова и хранитель его наследия. Он рассказал, что в небольшом пространстве «Иконотеки» удалось представить долгую историю реставрации произведений из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Так, в первом зале представлена летопись сотрудничества в фотографиях и документах, экспонируются снимки, дающие представление о реставрации самых значимых древних памятников: например, икон «Богоматерь Максимовская», «Богоматерь Боголюбская». Процесс реставрации последней длился, с вынужденными перерывами, сто лет, и на выставке можно увидеть уникальную фотографию этого знаменитого памятника до реставрации (цветной ее удалось сделать благодаря технологиям Прокудина-Горского) и после. В этом же зале – графические работы А.Н. Овчинникова и А. Горматюка с пейзажами Владимиро-Суздальской земли, а также дневниковые записи Овчинникова и фотографии сделанных им прорисей, которые не сохранились.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
На выставке можно увидеть и самые ранние копии фресок XIII в. из суздальского Рождественского собора, которые А.Н. Овчинников сделал еще в 1950 г., используя простые обои за неимением специальных материалов.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
О том, как реставраторы работают над расчисткой и восстановлением древних икон, можно узнать, полистав реставрационные паспорта. Они экспонируются вместе с копиями икон, с которыми работал А.Н. Овчинников, и позволяют увидеть состояние памятника «до» и «после».
Конечно, в основном помещении «Иконотеки» невозможно было бы разместить рассказ о реставрации нескольких сотен музейных предметов из Владимира и Суздаля, поэтому организаторы выставки решили сосредоточиться на теме «золотой наводки» на меди, в которой были созданы знаменитые суздальские Златые врата (конец XII –первая треть XIII вв.). По словам куратора, этот памятник – особый вектор научных исследований А.Н. Овчинникова: он написал монографию «Суздальские золотые врата» и создал кальки и копию-реконструкцию фрагмента врат, которые экспонируются на выставке. Адольф Николаевич широко известен как автор метода копий-реконструкций, что демонстрировала недавно масштабная выставка его работ в Третьяковской галерее. Этот метод позволяет копировать фрески и рисунок «золотой наводки» и при этом, глубоко изучая манеру письма и замысел средневекового художника, «следуя за его рукой», восполнять утраченные фрагменты.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Ученики А.Н. Овчинникова, развивая метод учителя, решились воплотить «дерзновенную идею», как сказал Горматюк: они представляют реконструкцию отсутствующего на вратах сюжета (в увеличенном масштабе). Изучая близкие по времени врата с золотой наводкой, варианты иконографии, опираясь на последние научные исследования, авторы представили композицию «Вознесение» – художественную гипотезу утраченного образа.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Продолжая тему «золотой наводки», организаторы выставки знакомят посетителей с историей происхождения этой техники, которую долгое время было принято связывать с Византией. Но последние исследования показывают, что подобная техника, называемая «коричневым лаком», широко использовалась в XI–XII вв. в Западной Европе, в основном в декоративно-прикладном искусстве. На выставке можно увидеть три таких предмета в искусно выполненных копиях: это медные оклады двух кодексов первой четверти XI в. – Вессобруннского Евангелия 1013 г. и «Малого Евангелия епископа Бернварда из Хильдесхайма». Монументальный диск (диаметром 195 см) с изображением «Христос во славе» из Констанцского собора в Южной Германии показывает, сколь широк был диапазон применения «коричневого лака» в декорировании средневековых храмов.
Выставка «Диалог с прошлым. Изучение и реставрация произведений из коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника» в «Иконотеке А.Н. Овчинникова» (Пречистенский переулок, дом 5А) открыта с 22 марта по 25 ноября 2025 г. Посетить ее можно только по сеансам (вторник – 17:00, 19:00; суббота – 12:00, 14:00), купив билеты на сайте.
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»
|