Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • сентябрь 2024 – май 2025 года

Новый сезон лектория Музея имени Андрея Рублева. Москва

  • Март 2025

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 5 марта – 29 июня

Выставка «Загадки житийных икон». Москва

  • 9 марта – 4 апреля

VIII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва

  • 13 марта – 25 мая 2025 года

Выставка «Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний». Москва

  • 25 марта

Церемония награждения лауреатов литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне». Москва

  • 20 марта – 20 апреля

Выставка «Походный иконостас». Москва

  • 30 марта

Презентация сборника «Церковь с человеческим лицом». Москва

  • Апрель 2025

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 31 марта

Открытие выставки «Ходить по воде: жизнь и свидетельство матери Марии (Скобцовой)». Москва

  • 2 апреля

Презентация сборника Мераба Мамардашвили «Вечное настоящее». Москва

  • 2 апреля

Концерт духовной музыки VIII Международного Великопостного хорового фестиваля. Москва

Все »









Репортажи

«Походный иконостас» – уникальная выставка в Музее им. Андрея Рублева

20.03.2025 12:11 Версия для печати

Куратор Ирина Финская. Фото: blagovest-info.ru

Москва, 20 марта, Благовест-инфо. В Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР) 19 марта впервые открылась выставка, посвященная походным иконостасам (или походным церквям). Зрители увидят три редких памятника XVI–XVII веков: два резных иконостаса и один живописный, составленный из фрагментов трех разных иконостасов.

Сегодня немногие знают, что такое «походный иконостас». Но с древних времен и до революции это было очень распространенным явлением: небольшие переносные иконостасы в виде складней или отдельных досок, которые скреплялись между собой, брали с собой в военные походы, дальние путешествия, паломнические поездки для совершения богослужений.  Куратор выставки – научный сотрудник ЦМИАР Ирина Финская рассказала, что такие иконостасы могли в той или иной мере повторять так называемые высокие храмовые иконостасы (они сложились в русском церковном искусстве к XV веку) или, наоборот, могли служить образцами для устройства последних. Компактные походные иконостасы могли также находиться в храмах или в домах как предметы личного благочестия.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru

Два резных складня из фондов ЦМИАР встречают посетителей в небольшом зале. Более ранний трехстворчатый вырезан в конце XVI столетия из дорогого, привезенного из-за границы кипарисового дерева, он включает изображения деисусного, праздничного и пророческого рядов. Исследователи считают, что он выполнен новгородским мастером, работавшим в Москве.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru

Второй резной складень более поздний, он создан во второй половине XVII века в Москве. Особенность этого памятника в том, что он не повторяет традиционную структуру храмового иконостаса, а представляет собой развернутый Страстной и Пасхальный цикл изображений, сгруппированных вокруг средника, в котором помещен Голгофский Крест. Впрочем, элементы деисусного чина здесь тоже есть – в нижнем ряду слева это образ Богоматери, а справа – Иоанна Крестителя.  Как рассказала куратор, каждое резное изображение выполнено отдельно и вставлено в особые ячейки складня с фоном из слюды, которая была почти полностью утрачена при поновлении в конце XVIII – начале XIХ вв. Тогда же резные изображения были покрыты левкасом и раскрашены темперными красками. Такой складень тоже использовался в качестве походной церкви.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru

Центральный экспонат выставки – живописный походный иконостас из коллекции Гарри Татинцяна. Он представляет собой складень, состоящий из пятнадцати узких створок, разделенных по вертикали на три яруса. Эти створки первоначально принадлежали к трем разным походным иконостасам XVI–XVII веков, они были собраны в единый комплекс в более позднее время. Размещенные в них живописные изображения в целом образуют деисусный, праздничный и пророческий ряды иконостаса. Каждое изображение находится в особом углублении-ковчеге. Створки одинаковы «по росту», но отличаются не только по внутренней структуре (видно, как рамки ковчегов не совпадают друг с другом), но и по живописи. Финская обратила внимание на более ранние образы (они хорошо расчищены), которые относятся ко второй четверти – середине XVI в. и выполнены в среднерусских художественных традициях. В этом можно убедиться, сравнив эти изображения с рядом икон на выставке, посвященной Ростовской иконописи, которая работает сейчас в соседнем корпусе ЦМИАР.

Состав, внутренний порядок и целостность рядов в этом составном иконостасе нарушены, а каждый из чинов имеет свои особенности. Так, в верхнем пророческом ряду в центре, где обычно располагается образ Богоматери Знамение или Богоматери на престоле, в окружении Давида и Соломона, написан образ редкой иконографии – Богоматерь Никопея. Пророческий чин расширен за счет икон пророков Ездры, Наума, которые встречаются нечасто. Особенностью этого чина является изображение пророков в рост, что также необычно для компактного походного иконостаса.

Праздничный чин лишен некоторых двунадесятых праздников, но в нем есть сцены Страстного и Пасхального циклов, включены сюжеты «Троица» и «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи». Деисус представляет собой семь традиционных по составу изображений: Христос на престоле в центре, слева и справа от Него попарно Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, а дальше написаны святые воины Георгий и Димитрий, Зосима и Савватий Соловецкие, святители и преподобные, один из которых опознается как Сергий Радонежский (хотя надписание у него ошибочно).

К выставке создан фильм, который рассказывает о походных иконостасах и демонстрируется в этом же зале, и будет выпущен каталог. Экспозиция «Походный иконостас. Произведения XVI–XVII веков из Музея имени Андрея Рублева и коллекции Г. Татинцяна» открыта с 20 марта по 20 апреля 2025 года.

Юлия Зайцева



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading