«Походный иконостас» – уникальная выставка в Музее им. Андрея Рублева

Куратор Ирина Финская. Фото: blagovest-info.ru
Москва, 20 марта, Благовест-инфо. В Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР) 19 марта впервые открылась выставка, посвященная походным иконостасам (или походным церквям). Зрители увидят три редких памятника XVI–XVII веков: два резных иконостаса и один живописный, составленный из фрагментов трех разных иконостасов.
Сегодня немногие знают, что такое «походный иконостас». Но с древних времен и до революции это было очень распространенным явлением: небольшие переносные иконостасы в виде складней или отдельных досок, которые скреплялись между собой, брали с собой в военные походы, дальние путешествия, паломнические поездки для совершения богослужений. Куратор выставки – научный сотрудник ЦМИАР Ирина Финская рассказала, что такие иконостасы могли в той или иной мере повторять так называемые высокие храмовые иконостасы (они сложились в русском церковном искусстве к XV веку) или, наоборот, могли служить образцами для устройства последних. Компактные походные иконостасы могли также находиться в храмах или в домах как предметы личного благочестия.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru
Два резных складня из фондов ЦМИАР встречают посетителей в небольшом зале. Более ранний трехстворчатый вырезан в конце XVI столетия из дорогого, привезенного из-за границы кипарисового дерева, он включает изображения деисусного, праздничного и пророческого рядов. Исследователи считают, что он выполнен новгородским мастером, работавшим в Москве.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru
Второй резной складень более поздний, он создан во второй половине XVII века в Москве. Особенность этого памятника в том, что он не повторяет традиционную структуру храмового иконостаса, а представляет собой развернутый Страстной и Пасхальный цикл изображений, сгруппированных вокруг средника, в котором помещен Голгофский Крест. Впрочем, элементы деисусного чина здесь тоже есть – в нижнем ряду слева это образ Богоматери, а справа – Иоанна Крестителя. Как рассказала куратор, каждое резное изображение выполнено отдельно и вставлено в особые ячейки складня с фоном из слюды, которая была почти полностью утрачена при поновлении в конце XVIII – начале XIХ вв. Тогда же резные изображения были покрыты левкасом и раскрашены темперными красками. Такой складень тоже использовался в качестве походной церкви.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru
Центральный экспонат выставки – живописный походный иконостас из коллекции Гарри Татинцяна. Он представляет собой складень, состоящий из пятнадцати узких створок, разделенных по вертикали на три яруса. Эти створки первоначально принадлежали к трем разным походным иконостасам XVI–XVII веков, они были собраны в единый комплекс в более позднее время. Размещенные в них живописные изображения в целом образуют деисусный, праздничный и пророческий ряды иконостаса. Каждое изображение находится в особом углублении-ковчеге. Створки одинаковы «по росту», но отличаются не только по внутренней структуре (видно, как рамки ковчегов не совпадают друг с другом), но и по живописи. Финская обратила внимание на более ранние образы (они хорошо расчищены), которые относятся ко второй четверти – середине XVI в. и выполнены в среднерусских художественных традициях. В этом можно убедиться, сравнив эти изображения с рядом икон на выставке, посвященной Ростовской иконописи, которая работает сейчас в соседнем корпусе ЦМИАР.
Состав, внутренний порядок и целостность рядов в этом составном иконостасе нарушены, а каждый из чинов имеет свои особенности. Так, в верхнем пророческом ряду в центре, где обычно располагается образ Богоматери Знамение или Богоматери на престоле, в окружении Давида и Соломона, написан образ редкой иконографии – Богоматерь Никопея. Пророческий чин расширен за счет икон пророков Ездры, Наума, которые встречаются нечасто. Особенностью этого чина является изображение пророков в рост, что также необычно для компактного походного иконостаса.
Праздничный чин лишен некоторых двунадесятых праздников, но в нем есть сцены Страстного и Пасхального циклов, включены сюжеты «Троица» и «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи». Деисус представляет собой семь традиционных по составу изображений: Христос на престоле в центре, слева и справа от Него попарно Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, а дальше написаны святые воины Георгий и Димитрий, Зосима и Савватий Соловецкие, святители и преподобные, один из которых опознается как Сергий Радонежский (хотя надписание у него ошибочно).
К выставке создан фильм, который рассказывает о походных иконостасах и демонстрируется в этом же зале, и будет выпущен каталог. Экспозиция «Походный иконостас. Произведения XVI–XVII веков из Музея имени Андрея Рублева и коллекции Г. Татинцяна» открыта с 20 марта по 20 апреля 2025 года.
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»
|