Сольвычегодск: шкатулка с драгоценностями

Благовещенский собор. Фото: Анастасия Мальцева
Архетипичный северный город, некогда родовое гнездо прославленной династии Строгановых и хранилище ее художественного наследия, а еще старинный промышленный центр и место ссылки известных бунтарей
Соль земли
Усолье, или Вычегодское Усолье, или Соль Вычегодская, а еще Усольск — и в старинных названиях города, и в нынешнем прочитываются его главные географические приметы. Это река Вычегда и озеро Соленое, на которое в середине XV века обратили внимание предприимчивые выходцы из Новгорода (а может, из Ростова), исследовавшие берега реки. «И, по малоимению соляных промыслов, начали вокруг того озера строить для варения соли варницы с соляными трубами и промысловые селения». Так, по словам историка, началось становление города, впервые упомянутого в летописи в 1492 году. Спустя полвека Соль Вычегодская насчитывала до 600 дворов, а местная соль потреблялась уже по всему государству.
Так продолжалось еще лет 100, а затем, в середине XVII века, северное солеварение стало приходить в упадок: в Пермском крае, в усольях на Каме, рассолы были насыщеннее, и дорога оттуда до Москвы удобнее. Будь Сольвычегодск моногородом, прочно сидящим «на трубе», такая смена конъюнктуры сгубила бы его. Но нет, к тому времени город превратился в значимый перевалочный пункт на перекрестке сухопутных и водных торговых путей, ведущих из центра страны на Урал, в Сибирь и далее в Китай. Торговля шла в основном пушниной. Зимой здесь проходила многолюдная ярмарка, на которой Восток буквально встречался с Западом. В 1692 году немец Избрант Идес, глава московского посольства в Китай, проехал Сольвычегодск, оставив такое описание: «Это большой город, и живет в нем много видных купцов и ремесленников, искусных главным образом в работах по серебру, меди и кости».
Сольвычегодск пережил несколько больших пожаров и разорительное нашествие поляков в 1613 году, но выстоял. В 1780-м указом Екатерины II городу был назначен герб. В верхней части щита — рука с мечом, выходящая из облака, знак принадлежности к вологодскому наместничеству. Внизу — два соляных кристалла. На панораме Сольвычегодска, сделанной по рисунку Афанасия Чудинова 1793 года, почти все пространство занимают храмы. Их тут добрая дюжина: один словно выдвигается из другого, а внизу, у их подножия, теснятся деревянные и каменные дома горожан. Чудо-город, шкатулка с драгоценностями, затерянная в таежной глуши.
Но постепенно торговля мехом пришла в упадок, старые торговые пути были упразднены, и на протяжении всего XIX века Сольвычегодск сдавал позиции. Потом случилась революция, и новая власть заметно изменила облик города: из множества храмов сохранилось лишь три. Озеро Соленое при этом никуда не делось. Оно весьма вальяжно растекается в самом центре города, как будто все еще играет важную роль в его жизни. Напоминанием о былом величии водоема служат торчащие из воды чудом сохранившиеся (им уже 400 лет!) деревянные рассолоподъемные трубы на месте скважин. В 2022 году озеро и прилегающая территория обрели статус объекта культурного наследия.
Строгановское чудо
Львиной долей того прекрасного, что можно увидеть сейчас в Сольвычегодске, город обязан одной выдающейся династии. Среди предприимчивых семейств, в начале XVI века осваивавших Вычегодское Усолье, выделялись Строгановы. И «выделялись» — еще слабо сказано. Основатель бизнес-империи Аника Федорович Строганов вытеснял конкурентов, монополизируя бизнес, и настолько в этом преуспел, что вскоре стал самым богатым и влиятельным горожанином. Помимо солеварен, он владел пахотными землями, вел торговлю зерном и пушниной (в том числе с Англией и Францией), занимался ростовщичеством, а еще имел в Сольвычегодске библиотеку, построил большой дом («хоромы», не сохранились) и заложил в 1560 году первый в городе каменный храм — Благовещенский собор, который стал домовой церковью Строгановых.
Из Сольвычегодска во второй половине XVI столетия стартовала экспансия Строгановых на восток, результатом чего стал их головокружительный рост от магнатов местного масштаба до крупнейших землевладельцев, одной из богатейших семей империи. Несколько поколений Строгановых не забывали малую родину и в особенности вкладывались в Благовещенский собор.

Тканая икона в Благовещенском соборе. Фото: Екатерина Серых
Вклады делались иконами, утварью, украшениями и книгами. Такая забота привела к возникновению уникального явления в истории русского искусства, феномена, проявившего себя в разных формах и областях. В иконописи — строгановская школа, в архитектуре — строгановское барокко, в декоративном искусстве — строгановское лицевое шитье, усольская эмаль, строгановское художественное серебро. Не так уж мало для одного рода. Его богатое художественное наследие сохранилось в разных местах, от Москвы и Петербурга до Перми. Но самое правильное место для знакомства с ним — конечно, на Вычегде.
Город-музей
Сольвычегодск начинает играть с туристами в прятки еще на стадии покупки железнодорожного билета. Если брать до станции Сольвычегодск, то приедешь… не туда. Вокзал расположен на левом берегу Вычегды, а нужно на правый. В любом случае придется переправляться на пароме (а в разгар зимы — по ледовой переправе), так что лучше брать билет до Котласа: получится быстрее. А если выйти еще раньше, на технической остановке на станции Котлас-Узловой (билеты туда не продаются, но проводники спокойно выпускают пассажиров), удастся сэкономить целый час.
Начинать знакомство с городом лучше в Благовещенском соборе, который предстает перед глазами еще по пути, когда дорога выныривает из леса к паромной переправе через Вычегду. С 1919 года домовая церковь Строгановых принадлежит музею (ныне собор — часть Сольвычегодского музея-заповедника). В летнем храме многое сохранилось так, как было в XVI–XVII веках: фресковая роспись Годуновской эпохи, высокий иконостас с Царскими вратами, украшенными золоченым оловом и слюдой, архиерейское место, редчайшее бронзовое паникадило.

Иконостас Введенского собора. Фото: Екатерина Серых
В южном приделе собора находится небольшая, но впечатляющая экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска». Среди икон стоит отметить «Благовещение Пресвятой Богородицы»: именно ею в 1558 году Анику Строганова благословил на строительство домовой церкви архиепископ Ростовский Никандр. Рядом экспонируется существенная часть коллекции строгановского лицевого шитья — 46 произведений (это приблизительно четверть от всего сохранившегося).
В подклетах собора открыта постоянная экспозиция строгановского художественного серебра. Предметы в ней демонстрируют все техники обработки этого металла: басма, скань, гравировка, чеканка, эмаль, чернь. Здесь же проводятся групповые (правда, до пяти человек) мастер-классы по работе с эмалью. Занятие длится полтора-два часа, но заказывать его надо за неделю-две по телефону музея-заповедника.
Крайне желательно подняться на колокольню. Здесь можно, во-первых, ударить в старинный колокол, а во-вторых, увидеть весь городок как на ладони.

Введенский собор. Фото: Анастасия Мальцева
Разглядывая Сольвычегодск с высоты птичьего полета, невозможно не заметить величественный пятиглавый Введенский собор. Инициатором строительства каменного храма на территории несохранившегося деревянного Введенского монастыря в 1689–1693 годах был Григорий Строганов, правнук Аники, один из самых влиятельных деятелей Петровской эпохи. Этот шедевр синкретизма (русский храм с влиянием голландского барокко) словно телепортировался сюда по ошибке откуда-то из столицы — столь неожиданно огромны его объемы, торжественны пропорции и нарядна белокаменная резьба. В соборе нужно быть одетым надлежащим образом и по возможности купить свечи или сделать пожертвование. Иконы в западной традиции для огромного резного иконостаса написал в 1693 году строгановский мастер Степан Нарыков (по преданию, он учился в Италии). Если полюбоваться иконостасом у посетителей получится, то сфотографировать его можно разве что украдкой: фотосъемка во Введенском соборе не поощряется.
В Сольвычегодске у музея-заповедника, помимо Благовещенского собора, еще несколько площадок. Этнографический комплекс «Мастерская народных ремесел» включает в себя экспозицию предметов крестьянского быта и собственно мастерскую, где для всех желающих регулярно проводят мастер-классы. Пожалуй, самые эффектные и запоминающиеся — занятия ткачеством на старинных станках. В доходном доме купцов Хаминовых развернута экспозиция, посвященная еще одной местной династии — семье миллионеров и меценатов, которым в XVIII–XIX веках принадлежало чуть ли не полгорода.
Отдельная глава в истории Сольвычегодска — политические ссыльные. Считается, что первым был Павел Ганнибал: в 1826 году дядю Пушкина отправили в Сольвычегодск за сочувствие осужденным декабристам. Но самый знаменитый, конечно, Иосиф Джугашвили (Сталин). Будущий «отец народов» отбывал здесь ссылку дважды. Первый раз в 1909 году (и сбежал), второй — с октября 1910-го по июль 1911-го. Сталин проживал в двух крестьянских домах — Николая Григорова и Марии Кузаковой. Оба сохранились и расположены друг напротив друга: в первом еще недавно был гостевой дом, во втором с 1934 года открыт мемориальный музей с подлинной обстановкой.
Другой мемориальный музей Сольвычегодска неожиданно посвящен вымышленному Козьме Пруткову и находится в городской библиотеке. Остроумные мистификаторы Алексей Толстой и братья Жемчужниковы сделали своего персонажа уроженцем несуществующей деревни в окрестностях Сольвычегодска. Развитие локального бренда началось в 1998 году, когда в городе с успехом прошел первый арт-фестиваль имени Козьмы Пруткова, ставший впоследствии ежегодным. Ну а в крошечный музей стоит заглянуть хотя бы ради подарка питерской арт-группы «Митьки» — картины «Митьки обнимают необъятного Пруткова». Последние два года прутковский фестиваль стал частью программы другого, нового фестиваля «СольФест», призванного популяризировать культурное богатство Русского Севера.
Где остановиться, как заказать экскурсию, какие интересные места и людей стоит навестить?
Сольвычегодск очень маленький. Здесь до сих пор нет ресторана. Из общепита — крошечная кофейня под названием «Вместе» рядом с парком да недавно открывшийся пивной бар. В списке городов России по численности населения Сольвычегодск восьмой с конца — 1112-е место из 1119-ти. По последним данным, здесь чуть более 1,8 тыс. жителей. Но даже на самую короткую обзорную экскурсию с гидом надо заложить часа полтора.
Экскурсию можно заказать в музее-заповеднике или в Усадьбе Козьмы Пруткова. В вечерние часы или выходные, когда у организаций нерабочее время, на выручку придет Николай Бильчук, тоже сертифицированный гид, но частный. Бывший сотрудник музея-заповедника, он давно изучает прошлое Сольвычегодска и со знанием дела расскажет о том, откуда перед Введенским собором каменный лев и что за история у незамерзающего фонтана с соленой водой.
Связаться с Николаем Бильчуком и забронировать экскурсию помогут в гостевом доме «Земский дом». Его хозяйка Екатерина Серых родилась и большую часть жизни прожила в Москве, но с Сольвычегодском ее связывает семейная история: дедушка с бабушкой в 1930-х были репрессированы и сосланы в Верхнюю Тойму на лесоповал, а отбыв срок, поселились здесь, в городке на Вычегде. В детстве Екатерина приезжала к бабушке на каникулы, бывала в Сольвычегодске и позже, наездами. Однажды она обратила внимание на то, как разрушается больничный городок — строения старой земской больницы, основанной в 1872 году. Купила и отремонтировала деревянный лечебный корпус с длинным коридором, высокими потолками и девятью старыми печами, превратив его в одну из самых уютных гостиниц в России. Теперь Екатерина Серых большую часть времени живет в Сольвычегодске, ее «Земский дом» принимает гостей четвертый год. Это тот случай, когда гостиница больше чем элемент инфраструктуры: она тоже достопримечательность с уникальным декором, который хозяйка сама придумала для каждого из помещений. Бронировать номера лучше сильно заранее. На зимние каникулы или майские праздники, а также на «СольФест» или на проходящий в начале июня фестиваль «Сирень в Усолье» — где-то за полгода.
До недавнего времени в самом центре города в краснокирпичном двухэтажном здании XIX века работала гостиница «Купеческая». Сегодня она принадлежит санаторию «Сольвычегодск». Это оздоровительное учреждение, которому недавно исполнилось 100 лет, славится сероводородным источником и грязелечебницей. Проживание в «Купеческой» возможно только в связке с санаторной программой, что тоже вполне рабочий вариант.
Тем, кто приехал в Сольвычегодск на несколько дней и готов исследовать окрестности, следует обратить внимание на два места на противоположном, левом берегу Вычегды.
В деревне Куимиха все знают Александра Шутихина. Здесь расположена мастерская этого уникального специалиста, художника, которому подвластен традиционный северный материал — береста. Его мастерская состоит из двух частей. Одна — продолговатое здание с большими окнами. Это царство берестяных лодок, большая часть которых закреплена под потолком. Шутихинские лодки украшают экспозиции этнопарков и морских музеев по всей России и за рубежом. И каждую из них можно хоть сейчас спустить на воду.
Рядом с лодочной мастерской стоит обычный дом-пятистенок, в нем Александр Шутихин работает над изделиями меньшего размера. В основном это разнообразные туеса — большие и поменьше, расписные и с тиснением. В возрождении интереса к традиционным берестяным сосудам есть большой личный вклад мастера. Всем желающим Шутихин объясняет старые как мир технологии.
«Здоро́во живите́, бог да Христос. Откуль вы к нам в другозьбу пришанти́ли?» — красивая женщина в народном костюме встречает гостей на подворье своего дома в селе Никольск на речке Виледь. До него, как и до Куимихи, от парома около часа езды. Ошарашенные посетители понимают примерно половину речи, а о содержании другой половины догадываются, хотя времени на это нет: хозяйка сыплет незнакомыми словами почти без остановки. В ее доме — уют и красота. Русская печь и простые деревянные стол со скамьями сочетаются с современным кухонным гарнитуром, дверцы которого расписаны традиционными для этих мест обережными львами. На столе самые разнообразные блюда северной кухни.
В марте 2025 года частному Музею кухни и говóри «Деревенька на Виледи» исполнилось пять лет. За эти годы его мероприятия — кулинарные и ремесленные мастер-классы, гастрономические программы и уличные фестивали — посетило более 20 тыс. туристов. Для деревни, где живет 500 человек, это большой успех.
Основательница музея Татьяна Регуш и ее помощница Людмила Саламатина в прошлом работали в районном краеведческом музее. «Когда наша карьера там закончилась, мы встали перед выбором: чем заниматься дальше? — рассказывает Татьяна Регуш. — Наш возраст позволил нам заниматься любимым делом, потому что после 45 можно все! И мы продолжили разрабатывать любимую тему народной традиционной культуры».
В широком смысле Татьяна Регуш и ее музей занимаются тем же, чем и Александр Шутихин, — сохранением нематериального наследия. Здесь это традиционная северная кухня и местные исчезающие диалекты — вилегодская говóря. А как сохранять наследие? Собирать по деревням старинные рецепты, готовить по ним, щедро делиться со всеми желающими — и разговаривать с ними на языке предков
АДРЕСА
Сольвычегодский музей-заповедник
ул. Советская, 9, тел. +7 (81837) 3-29-54
Благовещенский собор
Музейный пер., 1. Входной билет — 240 руб.
Экскурсия — 1200 руб.
Музей политической ссылки
ул. Ленина, 28
Дом купцов Хаминовых
ул. Ленина, 15
Мастерская народных ремесел
ул. Карла Маркса, 7
Введенский собор
ул. Курортная, 11
Литературная усадьба Козьмы Пруткова
ул. Ленина, 13
Санаторий «Сольвычегодск»
ул. Советская, 11
Гостевой дом «Земский дом»
ул. Красная, 32а
тел. +7 (985) 769-57-42
Мастерская Александра Шутихина «Северная береста»
д. Куимиха
Музей кухни и говóри «Деревенька на Виледи»
с. Никольск,
ул. Пролетарская, 2
КАК ДОБРАТЬСЯ ИЗ МОСКВЫ
– На поезде до станции Котлас-Южный, оттуда около 35 км на такси. Желательно выйти раньше, на долгой технической остановке на станции Котлас-Узловой. Туда тоже можно вызвать такси.
– На автомобиле по трассе М-8 через Ярославль до Вологды 450 км преодолеваются за 6 часов. Вологда — идеальное место для остановки на ночь. Далее стоит заложить около 7 часов на 550 км до цели, из которых 500 км по региональной дороге через Великий Устюг и Котлас. В Сольвычегодск ведет паромная переправа (каждые 30 минут), а в зимнее время действует ледовая переправа в Котласе. Если нет погодных аномалий, то с июня по октябрь и с декабря по апрель работает понтонная переправа в соседней Коряжме.
Андрей Паламарчук
14 марта
Источник: The Art Newspaper Russia
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|