Самобытная художественная традиция Ростовской земли на выставке в Москве

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 14 марта, Благовест-инфо. Выставка «Иконопись Ростова. Памятники XIII–XVI веков из музейных и частных собраний» открылась 12 марта в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Выставочный проект, в котором, помимо памятников из ЦМИАР, экспонируются шедевры из Музея русской иконы им. Михаила Абрамова, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея и частных коллекций, представляет особенности художественной традиции древних Ростовских земель, которая сохранила самобытность даже после окончательного присоединения их к Московскому княжеству в 1474 году.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
В начале экспозиции гостей встречает карта, она дает представление о том, что обширная Ростовская епархия была форпостом христианства в Залесской земле, ее юрисдикция и духовное влияние простирались далеко на север, вплоть до Архангельска и Кольского полуострова.

Святитель Николай Чудотворец. Середина – третья четверть XIV века. Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Это подтверждает история происхождения самой древней иконы, представленной на выставке, – «Святитель Николай Чудотворец» (середина – третья четверть XIV в.). Как рассказала «Благовест-инфо» куратор выставки Мария Яковлева, ученый секретарь ЦМИАР, икона была обнаружена в 1967 году в часовне деревни Кялованьга на реке Онеге Архангельской области вместе с двумя другими – архангелов Михаила и Гавриила (сейчас иконы находятся в Патриаршем музее при храме Христа Спасителя в Москве). Исследователи считают, что все три памятника входили в один деисусный чин (интересно, что он объединял образы и фронтальные, и в трехчетвертном развороте). По словам Яковлевой, красочно-декоративный и одновременно мягкий художественный язык этих выдающихся произведений позволяет связать их с ростовской традицией.

Святители Николай Чудотворец, Исайя и Леонтий ростовские. Первая треть XIV в. Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Эти же художественные особенности присущи другим древним иконам, собранным в первом зале: «Чудо Георгия о змие», «Христос Вседержитель», «Святитель Николай с житием и ростовскими святителями Исайей и Леонтием». Говоря о последней иконе, куратор отметила, что иконописец поставил двух ростовских святых рядом с особо почитаемым святителем Николаем, что подчеркивает их роль в распространении христианства среди языческих племен Залесской земли.
К периоду блестящего расцвета художественной жизни Ростова, который пришелся на время княжения Константина Всеволодовича (1208–1218) и его сына Василько Константиновича (1218–1238), относится самый древний памятник на выставке – Толковый Апостол из собрания Государственного Исторического музея. Эта иллюминированная рукопись имеет точную датировку, зафиксированную в писцовой записи, – 1220 год. Там же упоминаются имена ростовского князя Василько Константиновича и епископа Кирилла I. По мнению кураторов выставки, миниатюра с изображением апостолов Петра и Павла проявляет все характерные черты ростовской художественной школы этого периода: «подвижные, словно колеблющиеся контуры фигур, драгоценные сгущенные краски и тонкий рисунок заставляют вспомнить о греческих иллюминированных рукописях, которые, несомненно, служили для художника образцом».

Христос перед Пилатом. Около 1497 года. Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
В экспозиции представлено 50 памятников, которые позволяют проследить развитие ростовской иконописной школы, каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Так, Алексей Гульманов, другой куратор выставки, обратил внимание на выносную двустороннюю икону конца XV – начала XVI века, которая недавно прошла реставрацию. Удаление поздних записей с изображения святителя Николая Чудотворца принесло неожиданные результаты: обнаружились свидетельства особого почитания этого образа – следы крепления привесок, подносившихся по обету или в благодарность за помощь, а также креста-мощевика, некогда врезанного в нижнюю часть иконы.

Кураторы М. Яковлева, А. Гульманов в зале с поникаровским чином. Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Среди шедевров выставки – иконы из поясного деисусного чина конца XV века, происходящего из села Поникарово и ныне находящегося в собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Из Ростова на выставку привезены семь из тринадцати икон этого ряда, каждая из которых отличается замечательной ясностью рисунка и тонкостью колорита. Как рассказала М. Яковлева, заказчиком этого деисусного чина является известный исторический деятель XV века – дьяк Данила Мамырев, приближенный к великому князю Ивану III, посланный им в Венецию и Милан искать мастеров для работы на Руси. Очевидно, что заказчик поникаровского чина имел немалые познания, видел произведения великих мастеров итальянского Возрождения, общался, как предполагают историки, с Леонардо да Винчи и хотел видеть в церкви в своем родовом селе достойную живопись. Как говорят кураторы, в художественном строе поникаровских икон «царит атмосфера возвышенной одухотворенности, просветленного спокойствия, в них наглядно проявилась любовь ростовских мастеров к светлым и звучным оттенкам, к радостной цветовой гамме». Из этого же села Поникарово происходит икона великомученика Димитрия Солунского с уникальными клеймами жития.

Св. Димитрий Солунский с житием. Последняя четверть XV века. Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Как подчеркивают кураторы, выставка позволит посетителям не только создать целостное впечатление о развитии средневековой ростовской живописи, она важна и для специалистов, так как многие памятники еще нуждаются в исследовании. Не всегда «ростовские» черты того или иного произведения поддаются выявлению сразу и безошибочно. Это обусловлено сложностью картины культурного развития Руси, переплетением и взаимным влиянием традиций разных художественных центров. Проблемам атрибуции и анализа этих произведений будет посвящен круглый стол, который состоится в рамках выставки в мае 2025 г.
На церемонии торжественного открытия экспозиции, которую посетили известные специалисты по древнерусскому искусству, выступили директор ЦМИАР Михаил Миндлин, директор Департамента музеев Министерства культуры РФ Елена Харламова, директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Никита Аникин, председатель попечительского совета Фонда им. Михаила Абрамова Галина Абрамова и кураторы выставки.
Экспозицию можно посетить до 25 мая 2025 года. В рамках выставки планируется проведение ряда мероприятий, с программой которых можно ознакомиться на сайте ЦМИАР.
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»
|