Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • сентябрь 2024 – май 2025 года

Новый сезон лектория Музея имени Андрея Рублева. Москва

  • 12 декабря – 24 февраля 2025

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI – XX веков». Москва

  • 5 февраля – 2 марта

Выставка «Белая роза. Лица дружбы». Москва

  • 6 февраля – 9 марта

Выставка «Между Ветхим и Новым». Москва

  • Февраль 2025

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 17 февраля

Семинар «Услышать слово и провозгласить его. Что такое пророчество в понимании митрополита Антония». Москва

  • 17 февраля

Презентация книги О.Запрометовой «Тора, время и вечность: иудаизм и христианство — конфликт и рождение новых мировоззрений». Москва

  • 25 февраля

Презентация книги «Мать Мария (Скобцова). Православное дело». Москва

  • 29 – 30 апреля

Конференция “Парижская школа”: сокровище старое и новое». Москва

  • Март 2025

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

Все »









Статьи

Женская Зосимова пустынь под Наро-Фоминском

27.01.2025 14:29 Версия для печати

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

В путеводителе по дачным местам 1926 года утверждалось, что Зосимова пустынь была основана сбежавшим из Звенигородского монастыря иноком. Беглец будто бы поссорился со своим настоятелем и на похищенные у него деньги построил в окрестностях нынешнего Наро-Фоминска собственный монастырь.

Из этой истории верно лишь то, что основание пустыни связано с изгнанием инока Зосимы из другой обители. Зосима Верховский много лет был попечителем и духовником женского Туринского монастыря в Тобольской губернии. Из-за разногласий в общине он был вынужден покинуть основанный им монастырь и сибирский край и искать себе новое место. За ним последовали многие из сестер прежней обители. «То были птицы, лишенные гнезда, овцы, не имеющие ограды» – писал о сибирских сестрах московский митрополит Филарет Дроздов. Святитель почитал Зосиму Верховского как великого подвижника и помогал в устройстве новой пустыни на московской земле.

Изгнанника Зосиму с двумя его племянницами и еще двадцатью сестрами временно приютила в своем московском доме Мария Бахметьева – урожденная княжна Львова. Ей принадлежала также мыза в семидесяти верстах от Москвы в Верейском уезде. Это неприметное место было скрыто среди болот и дремучего леса. Бахметьева назвала мызу в честь апостола от семидесяти Кодрата. Впоследствии хозяйка предложила Зосиме и его последовательницам переселиться именно туда.

Преподобный Зосима Верховский. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Зосима не сразу согласился на это предложение. Многие годы пустынник провел в Брянских лесах, на острове Коневец на Ладожском озере, в сибирской глуши, однако и он изумился дикости этого подмосковного уголка. Мария Бахметьева настаивала на том, что получила чудесное указание отдать эту землю под устройство женской обители. Еще до приезда сибирских изгнанников в Москву она по внушению Божию приобрела эту пустошь, хотя имела хорошо устроенные ближние подмосковные имения, в том числе усадьбу Михайловское на реке Пахре. Помещица вложила много средств в расчистку леса, устройство каналов и осушение болота. Незадолго до приезда в Москву Зосимы с сестрами она видела два необычных сна. В первом сне она будто собирала и нанизывала на нитку рассыпанный жемчуг. В другом – вместе со старцем сажала на своей дальней мызе молодые деревца. В этих снах она усмотрела прообразы будущей обители.

Изначально новая община называлась усадьбой «Одигитриево». Зосима очень почитал образ Божией Матери Смоленской «Одигитрии», так как сам родился и вырос в Смоленской губернии. Своей церкви в общине не было, поэтому сестры посещали удаленный приходской храм в селе Рыжкове. Женский монастырь официально был утвержден здесь уже после кончины Зосимы при его племяннице игуменье Вере Верховской. В строительстве храмов и корпусов монастыря приняли участие московский купец Семен Лепешкин и грузинская царевна Фамарь. Впоследствии над гробом преподобного Зосимы по его завещанию был возведен каменный Троицкий храм. Позднее были построены также Одигитриевская церковь и надвратный храм Иоанна Предтечи.

Троицкий соборный храм. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Несмотря на то, что женская обитель выросла из помещичьей дачи, Бахметьева не вмешивалась в жизнь инокинь, оставив их полными хозяевами «кодратьевской» мызы. С Зосимовой пустынью, к счастью, не произошло того же, что с Влахернским монастырем в селе Деденево. Архимандрит московского Покровского монастыря Паисий Соколов предупреждал свою духовную дочь: «В новоустроенный монастырь Головиных – не советую. Там того не увидите, что в Зосимовой пустыне, – там не пустынь, а барская дача под распоряжением помещицы, только что одевшейся в одеяние монашеское».

Архимандрит Паисий Соколов, бывший много лет игуменом Давидовой пустыни в Серпуховском уезде, любил обитель преподобного Зосимы. Во всей Московской епархии он выделял только два женских монастыря: Зосимову пустынь и Спасо-Бородинский монастырь. И все же Зосимову пустынь он ставил выше, говоря, что в ней «более прямой христианской ревности и простоты духовной».

Игуменья Никитского московского монастыря Паисия Плотникова – это та самая духовная дочь, которой старец Паисий в юности советовал принять постриг в Зосимовой пустыни. Из-за желания отца, который был влиятельным серпуховским купцом, она так и не поступила в эту обитель, а начала свой иноческий путь в Бородинском монастыре.

Здание слева – монастырский музей. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Зато в Зосимовой пустыни начала свое служение другая известная игуменья XIX столетия – Аполлинария (Банина). В этой обители она приняла монашеский постриг и провела более десяти лет. Анна Банина родилась в дворянской семье, а ее бабушка баронесса Гедде была дочерью шведского посла. В 9 верстах от Малоярославца и примерно в 50 верстах от Зосимовой пустыни Банины приобрели имение Спасское. Девушка часто болела, несколько раз едва не погибла. Однажды кровь пошла горлом так сильно, что прибывший из города врач оказался бессилен. Он считал, что надежды на выздоровление нет. Однако прогноз не сбылся: девушка выздоровела вскоре после того, как причастилась.

Однажды Анна видела во сне, как в древнем храме отворились царские врата, и из них вышел преподобный Пафнутий Боровский. Святой вручил девушке кипарисовый крест. Также Анне приснилась некая юродивая, которая напомнила ей о взятом кресте. Много лет спустя, будучи уже известной игуменьей Аполлинарией, она вспоминала этот сон. Она поняла, что крест, который дал ей преподобный, пронесла через всю жизнь, восстанавливая иноческий порядок в разных местах, куда ее назначали духовные власти.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Игуменья Аполлинария трудилась в женских монастырях в Белеве и Минске, в Черниговской и Киевской губерниях, а окончила жизнь в Кашинской Петровской обители. Она вспоминала, как когда-то местность и ход монашеской жизни сестер Зосимовой пустыни произвели на нее неизгладимое впечатление в юности: «Мне казалось, что я нахожусь в каком-то ином мире, а насельницы этой пустыни – представлялись мне ангелами… Сердце мое было преисполнено такой сладости, такого утешения, которое невозможно передать словами».

Немало подвижниц вышло из Зосимовой пустыни, однако с женской обителью косвенно связана судьба и еще одного известного подвижника XIX столетия – старца Варнавы (Меркулова). Он был сыном крепостных крестьян, которых переселили в село Наро-Фоминское Верейского уезда. Помещик Скуратов заметил способного юношу Василия и велел обучать его слесарному мастерству. Свободное время от занятий в слесарной мастерской Василий проводил в молитве. Обычно он шел в Зосимову пустынь на службу или посещал жившего неподалеку отшельника Геронтия.

Под влиянием старца Геронтия Василий – будущий преподобный Варнава – избрал монашеский путь. Впоследствии он более пятидесяти лет провел в Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. За советом к нему приходили философ Владимир Соловьев, адвокат Федор Плевако и многие другие известные люди того времени. Преподобный Варнава был погребен в пещерах Гефсиманского скита, а в настоящее время его мощи находятся в Черниговской скитской церкви в Сергиевом Посаде.

Антон Саков



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Статьи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading