

|
Книга Владимира Солодовникова «То, о чем я думаю на самом деле» получила неоднозначную оценку в протестантской среде
Москва, 21 июля, Благовест-инфо. Неоднозначные мнения были высказаны о книге пастора лютеранской церкви Владимира Солодовникова «То, о чем я думаю на самом деле…», презентация которой состоялась 20 июля в помещении церкви евангельских христиан-баптистов «Воскресение» в Строгине. Как уже сообщалось, книга представляет собой сборник статей, историко-культурологических эссе, афоризмов и максим евангелическо-лютеранского пастора, покинувшего два года назад баптистскую церковь, где он провел 25 лет.
Вел презентацию директор организации «Служение Лютеранского Часа» (СЛЧ) пастор Константин Андреев. Характеризуя издание в целом, он отметил, что это не книга «обиженного человека», покинувшего Церковь евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), это «опыт осмысления того, что из себя представляет протестантизм». Книга получила огромное количество критики, сообщил он. И хотя Церковь евангельских христиан-баптистов моложе, чем Лютеранская Церковь, - у них есть чему поучиться. «Мы едины, хотя что-то понимаем по-разному», - отметил он.
Автор работы, кандидат исторических наук Владимир Солодовников в своем выступлении подчеркнул, что эта книга – итог духовной работы за пять лет. Своеобразными итогами были и его предыдущие книги – «Христианская публицистика» (1991-1996), «Право славить Бога» (1996-2001). Три книги логически связаны между собой, связаны они также и с его уходом из евангельско-баптистского братства. Написана книга по просьбе друзей-баптистов и других протестантов, «озабоченных отходом евангельско-баптистского движения от принципов Реформации», сообщил Солодовников. Автор неоднократно отмечал, что Церковь евангельских христиан-баптистов, в корой он провел 25 лет, ему «не чужая», что, покинув баптизм, он остался прежним, а его друзья не отвернулись от него. Автор ответил также на аргумент противников издания, что «не надо выносить сор избы». «Сор выносить надо, - заявил В. Солодовников, -- иначе возникает антисанитария». Он также отверг «обвинения в хамстве», пояснив, что он «не смеется над наготой своего отца», а переживает по поводу происходящего в протестантских церквах. Что касается лютеранства, то там, по его мнению, «процесс катарсиса уже идет», хотя и есть «проникновения разнузданного либерализма»: женское священство, однополые браки, священники-гомосексуалисты.
Говоря о структуре книге, он представил ее четыре составляющих блока: духовно-нравственный, религиоведческий, философско-культурологический, исповедальный («Мысли вслух»). В книге 19 статей, половина из которых была прежде опубликована в прессе, в частности, семь материалов – в евангельско-баптистских изданиях. Этим автор еще раз дал понять, что все, что он говорит о баптизме в книге, он говорил и прежде.
По мнению пресвитера Церкви ЕХБ Георгия Потемкина, книга Солодовникова является «вкладом в церковное развитие». «Меня удивляют не кризисные моменты в Церкви, а то, что об этом не говорят», -- отметил он. Однако, считает Потемкин, «автор перегибает палку», говоря, в частности, что «если окажетесь в баптистской церкви, оттуда нужно уходить».
Журналист Михаил Ситников отметил позитивные моменты книги, -- смелость, искренность; рассуждения автора о культурологической ценности христианства, о сопротивлении людей идеологии большевизма, размышления о смерти.
С резкой критикой издания выступил христианский публицист, сотрудник интернет-портала «Кредо.Ру» Владимир Ойвин. Он осудил само название брошюры – «То, о чем я думаю на самом деле»: «Из этого следует, что все остальные книги, написанные Солодовниковым - это было не на самом деле?» Книга демонстрирует взгляд автора на мир и на баптизм «из амбразуры дота». По словам Ойвина, он никогда не осуждал людей, переходящих из одной конфессии в другую, но «переход переходу -- рознь». Сам пришедший в церковь баптистов в 1976 году, Владимир Ойвин, по его словам, «не почувствовал того отторжения», о котором говорит Солодовников. Также никогда не чувствовал он «неуважения к интеллигенции, о котором с такой яростью говорит автор книги». Ойвин так же не согласен с утверждением, что в церкви ЕХБ «насаждается культ личности Сипко». «Я общался с Сипко, по-моему, это человек вполне адекватный, неординарно мыслящий», -- считает выступавший. В заключение он охарактеризовал работу Солодовникова «как очень неприятную книгу».
Один из выступавших, Валерий Бурсак, считает, что любая критическая книга в адрес баптизма уместна: нужно «будоражить сознание и поднимать острые вопросы». «Церкви начинают выходить из союза, уходят в харизматическое движение или начинают свои поиски», -- сказал он. Книга Солодовникова, по его мнению – попытка «пробить оболочку, изоляцию, маргинализацию баптизма».
Присутствовавший на презентации Владимир Пудов, не так давно опубликовавший заявление о ситуации в лютеранской Церкви, отметил, что «книга вызывает двойственное ощущение», т.к. эти проблемы существуют и в лютеранстве. «У нас совсем другие причины, но конец один и тот же, - отметил Владимир Пудов. – Я 15 лет провел в лютеранской Церкви, и теперь ушел, мы создаем новую структуру». «Я хорошо знаю евангельских христиан-баптистов, ко многим отношусь с уважением», -- сказал он, отметив при этом, что не разделяет слишком критического настроя автора.
Одна из участников дискуссии, представившаяся как «простая домохозяйка» по имени Надежда, выразила удивление, что после 25 лет пребывания в баптизме можно было «отвергнуть эту деноминацию». Она отметила, что «все люди одинаковы, все грешники – в любой деноминации», и высказала предположение, что после 25 лет пребывания в лютеранстве Владимир Солодовников напишет о нем «такую же книгу».
Константин Андреев, подводя итог встрече, отметил, что «художник и мыслитель всегда находится в положении незащищенном». По его мнению, в баптизме в последние годы «происходит подмена». Испытывая «комплекс миноритарности», представители руководства баптистских церквей начинают копировать совсем другую модель, -- им хочется быть «владыками», как в Православной Церкви; «местными папами». Он пояснил, что книга Солодовникова – книга о проблемах баптизма, а «не критика и не вынос сора из баптисткой избы». «У нас общая изба, -- считает директор СЛЧ, -- российский протестантизм». И одна из главных проблем протестантизма сегодня, -- это уход «от демократической, соборной модели», заключил он.
Елена Бажина
Отзывы
- Оля Genavna - 16.03.2010 08:13
Вот вы рассуждаете просто как верующие люди...и это замечательно! Но Владимир Солодовников ещё и историк, а историки должны описывать проблему со всех сторон даже негативных...иначе зачем их изучать? Если вас например заинтерисует какой-то вопрос вы же не станите отрицать что было и что-то плохое? Всегда есть негатив..от этого никуда...А однобокая история никому не нужна...это знаете ли лукавство по христиански получается...
- Геныч - 09.08.2009 01:23
Потуги Солодовникова на почве искательства подлинного лица русского протестанта вывели оного и из ЕЛЦ тоже. Теперь он просто... христианин. С чем его и поздравляем. Вера, вера... Но братья бывшие причем?
каким судом судите, таким и вас в геену...
- Геннадий - 10.03.2009 17:56
книгу не читал, но слышал о ее содержании из уст самого Солодовникого. Наде кидаться на автора, а привести свои церкви в состояние библейского понимания церкви... а не политикой заниматься, а то вместо проповеди Христа, баптисты фильмы снимают о др. конфесиях, противно смотреть...
Молодец Слодовников так держать...
- Alex - 24.01.2007 20:29
Ну да, а то без него этого никто не знает. Таких видели, их исход изветен, но без них никуда.
Напомню басню Крылова "Сочинитель и разбойник". Этот яд в 1000 экз. Немало беды сделает, но в свое время против самого и будет свидетельствовать. На таких для военного времени офицерам давали одну установку – расстрелять как потенциального предателя. Не только у баптистов, да и у всех есть, чего стыдно сказать. Но грязь собирать ради авторитета – такому руку не протяну. Лучше пусть о Христе пишет, как правильно с его т.зр., а там и посмотрим, кому "пророческие духи послушны".
- Антон - 12.08.2006 16:46
Да, похоже гражданину Солодовникову пора писать книгу и против лютеран. Вернее против "плохих" лютеран, он ведь теперь новую лютеранскую создает вместе с другими, наверное тоже уже "гражданами". У баптистов плохо ему, теперь у лютеран не так. Может у него самого проблемы?!
- Валентин Иванович - 12.08.2006 16:06
Интересно, когда Солодовников успел стать лютеранским пастором? Насколько мне известно, никто его не рукопологал. Таких обычно называют -самозванцем. Странно, что к самозванцу может быть такое внимание.
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
Материалы в данном сюжете
31.05.2007 18:48
Письмо Владимира Солодовникова директору миссии "Служение лютеранского часа" пастору Константину Андрееву
28.05.2007 10:47 | Благовест-инфо
Состоялась презентация книги Владимира Солодовникова о старейшем лютеранском приходе в России
17.04.2007 11:22 | Благовест-инфо
В московском лютеранском приходе св. Михаила начались богослужения для бывших баптистов
20.07.2006 18:56 | Русское ревью Кестонского института
Евангелическая церковь России: раскол в лютеранстве или новый вариант протестантизма?
14.07.2006 17:40 | Благовест-инфо
Владимир Солодовников опубликовал книгу о кризисе российского баптизма
06.05.2006 19:03 | Благовест-инфо
Состоялась презентация книги Владимира Солодовникова «Лютеранство: возможная панацея от опричнины?»
06.04.2006 17:22 | Благовест-инфо
Опубликована первая российская монография по истории лютеранства при Иване Грозном
На главную | В раздел «Новости»
|